С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Предисловие
И пусть благословение и приветствие пребудут над посланником Аллаха.
А затем:
Со слов Ибн Умара передается, что пророк сказал:
«Не начинайте поститься, пока не увидите новый полумесяц, и не прекращайте поститься, пока не увидите другой полумесяц. А если случится так, что на небе будут тучи, то отсчитайте количество дней» (Приводят аль-Бухари и Муслим)
Имам Ибн Абдуль-Барр, поясняя этот хадис, сказал:
«Из него мы видим, что существует лишь два способа, которыми Аллах обязал своих рабов определять начало поста – либо они увидят на небе появление нового полумесяца, либо, в противном случае, отсчитают нужное количество дней месяца Шаабан, а это – 30 суток».
Таким образом, начало месяца Рамадан, так же, как и любого другого лунного месяца, определяется одним из двух способов:
Способ первый Нужно определить начало Рамадана по появлению на небе молодого полумесяца.
Определить молодой полумесяц – значит увидеть на небе невооруженным глазом новолуние в ночь с 29-го на 30-ое число предыдущего месяца (т.е.месяца Шаабан).
Требуемое количество свидетелей нового полумесяца.
По этому вопросу у мусульманских ученых существовало несколько мнений.
Первое мнение: достаточно свидетельство хотя бы одного достойного человека.
Это мнение считается предпочтительным в ханбалитском мазхабе и более сильным – в шафиитском.
Доказательства сторонников этого мнения.
1. То, что приводится от Ибн Умара, сказавшего:
«Было так, что люди вышли ночью искать на небе новую луну, и я пошел к пророку сказать, что увидел её. Тогда пророк стал поститься и велел соблюдать пост всем людям».
Однако достоверность этого хадиса спорна.
2. То, что передал Икрима от Ибн Аббаса, рассказавшего:
«Некий бедуин приехал к пророку и сказал, что видел новый полумесяц (имея ввиду Рамадан). Тогда пророк спросил его:
«Свидетельствуешь ли ты, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха?», и тот подтвердил его слова. Потом спросил:
«А свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад – посланник Аллаха?»,
и тот вновь подтвердил его слова. Тогда пророк обратился к своему муадзину:
«О Биляль! Сообщи всем людям, пусть они постятся с завтрашнего дня».
Однако некоторые ученые сочли этот хадис слабым.
Второе мнение: Необходимо наличие как минимум двух свидетелей.
Его придерживаются маликиты, а также некоторые шафииты.
Доказательства его сторонников:
То, что приводится со слов Абдурахмана бин Зайда бин аль-Хаттаба о том, что он отправился собирать дрова в тот день, когда вероятно наступление Рамадана. Он сказал о себе: «Я же учился у сподвижников посланника Аллаха и спрашивал их, а они мне рассказали, что пророк сказал:
«Начинайте пост тогда, когда увидите его (полумесяц – прим.пер.), и прекращайте пост тогда, когда увидите следующий, а если на небе окажутся тучи, то отсчитайте тридцать дней. Но если два свидетеля мусульманина поклянутся, что видели его, то вам следует начинать пост, либо прекращать его». (Этот хадис приводят Ахмад и ан-Насаи).
Третье мнение: Если небо будет облачным (или на нем будут какие-то другие помехи), то принимается свидетельство даже одного человека. Но если небо будет ясным, то необходимо, чтобы о видении новой луны засвидетельствовало большое количество разных людей.
Таким является мнение представителей ханафитского мазхаба. А его доказательство следующее.
Когда совершенно разные люди в большом количестве не смогли найти на небе новый полумесяц, несмотря на то, что на небе не было никаких помех, и лишь один человек клянется, что видел, то это, скорее всего, говорит о том, что человек просто ошибся. Трудно поверить, что он был прав, так же как трудно поверить тому, кто находился на некой встрече среди большого количества людей, а затем излагает услышанные сообщения совершенно иначе, чем это делают остальные свидетели. В таком случае его заявление будет отвергнуто, пусть даже он будет надежным человеком.
3.Требуемое количество свидетелей о наступлении месяца Шавваль (следующим за Рамаданом – прим.пер.), а также остальных лунных месяцев.
Подавляющее большинство ученых считают, что об окончании Рамадана и появлении нового полумесяца Шавваля должны заявить не менее двух свидетелей. Если же есть всего один свидетель, то его заявление не принимается.
Имам ат-Тирмизи сказал по этому поводу:
«Ученые не разногласили в этом вопросе, а считали, что о прекращении поста должны засвидетельствовать как минимум два человека».
Имам ан-Навави так же сказал:
«Прекращать пост нельзя, опираясь на свидетельство лишь одного человека. Так считали почти все ученые, кроме Абу Саура, разрешившего принимать заявление одного свидетеля».
Большинство ученых ссылалось на упомянутый нами ранее хадис от Абдурахмана бин Зайда, в конце которого говорится:
«Но если два свидетеля мусульманина поклянутся, что видели его, то вам следует начинать пост, либо прекращать его».
Также они ссылались на хадис, передающийся от амира города Мекка аль-Хариса бин Хатыба, рассказавшего, что пророк велел им соблюдать ритуал поста, основываясь на появлении новых полумесяцев: «…Но если мы не увидим луну, а двое достойных людей поклянутся, что видели её, то мы должны принять их свидетельство». (Этот хадис приводит Абу Дауд, а имам ад-Даракутни сказал, что иснад этого хадиса достоверен. Имам ан-Навави также счел этот хадис достоверным в своем труде «аль-Маджму»).
4. Условия, предъявляемые к свидетелям.
Во-первых, человек, свидетельствующий о новой луне, должен быть мусульманином;
Во-вторых, он должен быть разумным;
В-третьих, он должен обладать достойной, порядочной репутацией.
Обладателем достойной репутации считается такой мусульманин, который известен тем, что соблюдает все обязательные каноны религии, не известен тем, что совершил большой грех или в большом количестве малые грехи.
«Соблюдать обязательные каноны религии…» - значит совершать общеизвестные фарзы, такие, как пятикратные намазы.
«…не известен тем, что совершил большой грех…» - такой, как, например, лжесвидетельство, клевета и т.п.
Вместе с надежной репутацией человек должен обладать сильным, точным зрением, так, чтобы ему можно было верить о том, что он заявляет. Если же зрение человека было слабым, то его свидетельство не может быть принято, даже если он будет обладателем достойной репутации, т.к. в таком случае он, скорее всего, ошибался, когда считал, что видел новую луну.
5. Правила, связанные с наступлением и окончанием поста, для человека, в одиночку увидевшего луну.
Тот, кто увидел появление новой луны для Рамадана либо для Шавваля в одиночку, а затем сообщил об увиденном жителям своей местности или шариатскому судье, но получил от них отвод, должен ли сам поститься в такой день или нужно придерживаться того, что делают все люди?
Большинство ученых склонились к тому, что этому человеку нужно соблюдать пост в такой день, независимо от того, последовали люди его свидетельству или нет. Точно так же, подавляющее большинство ученых
сказали, что и при наступлении Шавваля тому, чье свидетельство было отвергнуто людьми, следует прекратить пост.
Другая, небольшая часть ученых посчитали, что такому человеку нужно поститься и прекращать пост только вместе с обществом людей.
Шейх-аль-ислам Ибн Таймия, разобрав доводы сторон, склонился ко второму мнению, сказав, что тот, чье свидетельство было отвергнуто, должен начинать и заканчивать пост только вместе со всеми людьми.
А в доказательство себе он привел следующие доводы:
Во-первых, он сослался на хадис, в котором сказано именно следующим образом: «Ваш пост бывает тогда, когда все постятся; прекращение поста тогда, когда все прекращают; день жертвоприношения тогда, когда все приносят животных в жертву». Этот хадис приводит имам ат-Тирмизи, сказав после него: «Некоторые из ученых прокомментировали его, сказав, что и начало поста, и окончание должны быть вместе с обществом людей и большинством их».
Во-вторых, Ибн Таймия сослался на то, что если бы некий человек в одиночку стал свидетелем зарождения месяца Зуль-Хиджы, то никто в исламе не говорит, что ему следует отправляться на гору Арафат на день раньше остальных людей.
Кроме того, Ибн Таймия подкрепил свое мнение еще и разъяснением о том, что в религии на самом деле должно считаться полумесяцем. Он пояснил, что Всевышний Аллах, упомянув в Коране о новолуниях, связал религиозные ритуалы именно с этим термином:
«Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (сура «Бакара», 2: 189)
На языке оригинала Корана – арабском, новолуние звучит как «хиляль», что дословно означает «знак, служащий для оповещения, объявления, информирования». Таким образом, в этом слове уже изначально заложено, что если луна появится на небе, но люди не смогут различить ее, то и «новолунием, хиляль» называться она не сможет.
То же самое получится, если мы рассмотрим арабское слово «шахр» - месяц. Этимологически оно происходит от слова «шухра», что значит «известность, признанность». Так что если о появлении нового месяца людям не стало известно, он не был ими признан, то и называться «шахр» он не может.
«А многие люди, - продолжает Ибн Таймия, - ошибаются в этом вопросе, ибо считают, что месяц начинается как только новая луна появится на небе, даже если люди ее не признают, о ней не будет известно, объявлено, проинформировано. Но это не так. Наоборот, обязательно должны быть общеизвестность и оповещение о появлении нового месяца. Именно поэтому пророк сказал: «Ваш пост бывает тогда, когда все постятся; прекращение поста тогда, когда все прекращают…», что буквально значит следующее: ваш пост должен быть тогда, когда все вы знаете, что в такой-то день следует поститься, в такой-то – прекращать пост, в такой-то – праздновать жертвоприношение. А если вы не знаете этого дня, то и обряды не могут быть исполнены».
7. О ночи, когда небо затянуто облаками
В ночь с 29-ого Шаабана, когда вероятно появление новой луны, небо может и не оказаться чистым, а быть скрытым. Например, оно может быть затянуто облаками, либо дым, туман будут препятствовать нормальной видимости. Если в такую ночь мы не сможем увидеть луны, то обязаны считать следующий день 30-ым числом месяца Шаабан, но никак не первым днем Рамадана.
Пророк же говорил:
«Не начинайте поститься, пока не увидите новый полумесяц, и не прекращайте поститься, пока не увидите другой полумесяц. А если случится так, что на небе будут тучи, то отсчитайте для Шаабана 30 дней» (Приводят аль-Бухари и Муслим).
Требуется ли людям искать на небе новую луну в ночь ее вероятного наступления?
Часть ученых высказала мнение, что искать на небе полумесяц Рамадана является коллективной обязанностью (фард-кифая) для мусульман. Иными словами, если никто из них не станет этого делать, то грех падет на всех, а если необходимое количество людей вызовутся, то снимут ответственность и с себя, и с остальных. Таким было мнение ханафитского мазхаба.
Другие же ученые предпочли сказать, что искать луну желательно, но не обязательно. По их словам, поступать так нужно потому, чтобы более надежно установить наступление Рамадана и избежать возможных разногласий. Также они приводили и хадис: от Аиши приводится, что пророк в месяц Шаабан (предшествующий Рамадану) становился осторожным как ни в какие другие месяцы, а затем постился в месяц Рамадан. Это сообщение приводит ад-Даракутни с достоверным иснадом.
Комментаторы этого хадиса сказали, что слова «становился осторожным» означают, что пророк усердно отмечал и считал дни Шаабана, дабы точно знать, когда следует ожидать наступление Рамадана.
Кроме того, передаётся и от Абу Хурайры, что пророк сказал:
«Считайте дни Шаабана для месяца Рамадан». Этот хадис приводит имам ат-Тирмизи, а шейх аль-Албани назвал его иснад хорошим.
Комментатор этого хадиса в книге «Тухфа аль-ахвази» процитировал слова Ибн Хаджара, который сказал: «Этот хадис означает, что нужно более усердно подойти к подсчету дней в месяце Шаабан. Еще до его наступления следует ожидать появления полумесяца, сверять фазы луны и т.п., дабы быть уверенными в том, когда может наступить новый месяц Рамадана».
Таким образом, можно заключить, что искать на небе появление нового месяца Рамадана, Шавваля, Зуль-Хиджы является обязательным для общества мусульман, ибо с этими сроками связаны два важных столпа исламской религии – пост и хадж.
И Аллаху это известно лучше.
Второй способ: Нужно определить начало Рамадана по прошествии 30 дней Шаабана
Так, если новолуние не произошло после 29-ого Шаабана, следующий за этим день считается 30-ым днем того месяца. А по его окончании начинается месяц Рамадан. Точно так же следует поступать и в конце Рамадана, а также в остальные месяцы.
Доказательством на это являются слова пророка : «Месяц может состоять из 29 дней, но вы не начинайте поститься, пока не увидите новой луны. А если небо будет затянуто облаками, то отсчитайте 30 дней».
Также пророк сказал: «Начинайте поститься тогда, когда увидите новолуние, и прекращайте поститься тогда, когда увидите следующее новолуние. А если небо будет затянуто облаками, то отсчитайте 30 дней Шаабана» (приводят аль-Бухари и Муслим).
Имам Ибн Абдуль-Барр, поясняя этот хадис, сказал: «Из него мы видим, что существует лишь два способа, которыми Аллах обязал своих рабов определять начало поста – либо они увидят на небе появление нового полумесяца, либо, в противном случае, отсчитают нужное количество дней месяца Шаабан, а это – 30 суток».
Вопрос: как следует поступать, если в какой-то мусульманской стране было объявлено о новолунии, но та страна, в которой живу я, об этом не объявила и сочла следующий день 30-ым числом Шаабана?
Ответ: обязанностью мусульман изначально является соблюдать пост всем вместе, когда увидят новолуние, и прекращать пост, когда увидят следующее. Так следует поступать, основываясь на слова пророка : «Начинайте поститься тогда, когда увидите новолуние, и прекращайте поститься тогда, когда увидите следующее новолуние. А если небо будет затянуто облаками, то отсчитайте 30 дней Шаабана» (приводят аль-Бухари и Муслим)
Таким образом, если все мусульмане доверяют сообщению о новолунии, тому, что оно действительно произошло, то следует начинать пост или заканчивать его в соответствии с этим сообщением.
Но если мы живем в разных странах, и жители одной из них не полагаются на сообщения из других государств, а решают определять начало и конец поста самостоятельно, то вам следует руководствоваться тем, как поступают мусульмане в вашей стране и, соответственно, начинать и заканчивать пост вместе с ними.
Так следует поступать, основываясь на следующие доказательства:
Во-первых, хадис: «Ваш пост бывает тогда, когда все постятся; прекращение поста тогда, когда все прекращают; день жертвоприношения тогда, когда все приносят животных в жертву».
Во-вторых, приводится от Ибн Аббаса, что ему сообщили о жителях Шама, которые начали поститься с пятницы. На это Ибн Аббас сказал: «Но мы увидели новолуние только на субботу! И мы продолжим пост до тех пор, пока мы либо не увидим новолуния, либо не пройдет 30 дней». Таким образом, Ибн Аббас не счел нужным соглашаться с жителями Шама, т.к. Шам
далеко располагается от Медины. Так что для вас есть прекрасный пример в Ибн Аббасе и тех, кто склонялся к его мнению из ученых, считавших, что начинать и прекращать пост нужно с жителями своей страны.
В-третьих, если вы станете отличаться от мусульман своей страны в сроках начала и конца поста, это вызовет множество разногласий, споров и недовольства, что, несомненно, будет большим злом. Ведь известно, что исламская религия призывает к единству и сплоченности, сотрудничеству в делах благочестия, отказу от склок и распри. И поэтому сказал Всевышний: «Держитесь все за вервь Аллаха вместе и не разделяйтесь» (сура «Али Имран», 3: 103). А пророк когда направлял своих сподвижников для проповедования религии, говорил такие напутственные слова: «Радуйте людей, а не отвращайте их! Помогайте друг другу, а не разногласьте».
И от Аллаха зависит успех.
Вопросы и ответы
Вопрос: Как мне следует поступить, если я начал поститься в своей стране, а затем во время Рамадана отправился в другую, и оказалось так, что мусульмане во второй стране начали поститься на день позже нас? Нужно ли мне, следуя за обществом, поститься в день, который для меня будет уже 31-ым?
Ответ. Поститься в Рамадан следует начинать вместе с жителями той местности, в которой тебя застал этот день. А заканчивать пост нужно вместе
с жителями той страны, куда ты приехал. Но если общее количество дней получится 28, то нужно возместить один день после Рамадана, потому что ни один лунный месяц не может быть меньше 29-ти дней. Обратная ситуация: если страна, в которую ты приехал, начала поститься на день позже страны, в которой начал пост, и ты продержал уже 30 дней, то нужно поститься вместе с жителями этой местности в свой 31-ый раз. Также и праздновать Ийд аль-фитр (Праздник разговения) следует в тот день, когда его празднуют местные жители.
Вопрос: Как поступить человеку, который в начале дня находился в одной стране, и в ней было объявлено о начале Рамадана, а затем в этот же день он прибыл в другую страну, поститься в которой еще не начинали?
Ответ: Человеку , заставшему начало месяца Рамадан в какой-либо стране, нужно начинать поститься вместе с ее жителями, пусть даже в течение этого дня он окажется в другой местности, в которой о Рамадане еще не объявили. Поститься в такой день он должен потому, что месяц Рамадан наступил для жителей той страны, из которой он уехал. Всевышний сказал: «И тот из вас, кто увидит месяц, пусть постится» (сура «Бакара», 2: 185), а этот человек считается увидевшим месяц, так что должен начать поститься.
Что же касается разного количества дней, которое может получиться в результате переезда, то следует ли отсчитывать дни по первой стране или по второй?
Отвечая на этот вопрос, большинство ученых сделали следующее правило: переселенец должен ориентироваться на жителей той страны, в которую он прибыл. Так, если жители второй страны будут держать пост 30 дней, то и ему следует поститься вместе с ними, хотя последний день будет для него 31-ым по счету. А если у тех пост продлится 29 дней, то в таком случае трудностей не возникает, т.к. для него это будет 30-ый день. Лунный же месяц может состоять либо из 29-ти, либо из 30-ти дней.
И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.