Вопрос:
Умра это фарз или сунна?
Ответ: Вся хвала Аллаху.
Ученые согласны в том, что Умра предписана в Исламе как благодетель.
Они разногласят относительно того является ли Умра обязательной.
Имам Абу Ханифа и Имам Малик считали, что она Сунна и Мустахаб, но не обязательна, это было также мнением Шейх уль Ислама ибн Теймии.
Они приводили в доказательство хадис переданный Тирмизи (931) от Джабира, который передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен об обязательности Умры. Он ответил:
«Нет, но лучше если вы совершите Умру»
Но этот хадис даиф (слабый); он был оценен как даиф Шафи, ибн Абд альБарром, ибн Хаджаром и ан Навави; шейх Албании указал на это в Даиф Тирмизи и другие;
Шафи сказал: Он (хадис) даиф и не может быть использован как доказательство. Нет ничего, чтобы доказывало, то что Умра добровольный акт.
Ибн Абд аль Барр сказал: «Он был передан иснадом, который недействительный и подобные сообщения не могут быть использованы как доказательство»
Ан-Навави сказал в аль Маджму (7/6): ученые согласны, что хадис даиф.
То что указывает на слабость этого хадиса, это то что доказано, что сам Джабир считал Умру обязательной, как мы увидим далее.
Имам Шафи и Имам Ахмад считали, что Умра обязательна. Этого мнения придерживался и Имам Бухари.
Те кто утверждает об обязательности приводит много доводов:
1. Сообщение переданное ибн Маджа (2901) от Аишы, которая сказал: «Я спросил «О Посланник Аллаха, должны ли женщины совершать джихад?» Он ответил «Да, они должны совершить джихад, но не сражаясь: Хадж и Умра»
Ан Навави сказал в аль Маджму (7:4): Иснад сахих, согласно условиям Бухари и Муслима.» Он был оценен как сахих шейхом Албании в Сахих ибн Маджа.
Основным моментом является то, что Пророк сказал «алейхинна», т.е. они должны сделать это, что указывает на обязательность.
2. Известный хадис Джибриля, в котором он спросил Пророка об Исламе, Имане и Ихсане, и о Часе и его признаках. Передано ибн Хузайма и аль Даракутни от Умара ибн Хаттаба, в котором Умра упомянута вместе с Хаджем: «Ислам означает принести свидетельство, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и что Мухаммад Его посланник; совершать молитву; платить закят; совершить Хадж и Умру к Дому; совершить гусль от джанабы (осквернение) и правильно совершить Вуду и поститься в месяц Рамадан» Аль Даракутни сказал: «Иснад доказан и сахих»
3. Хадис переданный от Абу Дауда (1799) и Насаи (2719) от Аль Субаи ибн Мабада, который сказал: «Я был бедуином христианином… Я пришел к Умару и сказал: «О амир уль муминин, я стал мусульманином и узнал что мне предписан Хадж и Умра, и я вошел в ихрам для них» Умар сказал: «Ты был наставлен на сунну твоего
Пророка»
4. Мнение группы сахабов, включая ибн Аббаса, ибн Умара и Джабира ибн Абдуллаха. Джабир сказал: «Нет мусульманина для которого не было бы обязательна Умра» Аль Хафиз сказал: «Передано Ибн Джахм аль Малики с достоверным иснадом»
Бухари сказал: «Глава: Обязательность Умры и ее достоинства».
Ибн Умар сказал: «Нет никого кто бы не был обязан совершить Хадж и Умра»
Ибн Аббас сказал: «Хадж и Умра упомянуты в Коране вместе:
«Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха» (2:196)
Так как Умра упомянута вместе с Хаджем, это указывает на обязательность подобную обязательности Хаджа
Шейх ибн Бааз сказал: «Правильным мнением является то, что Умра обязательна раз в жизни, подобно Хаджу» Фатава ибн Бааз, 16:355
Шейх ибн Усеймин сказал в аль Шарх аль Мумти (7:9): «Ученные разошлись в отношении Умры, является ли она обязательной или желательной. Нам кажется, что она обязательна»
Фатава аль Лажна аль Даима, 11:317
Правильным из двух мнений является то, что Умра обязательна, потому что Аллах сказал (Перевод смысла):
«Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха» (2:196)
И хадисы говорят об этом.
Аллаху известно лучше.