Сообщается, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернулся из хаджа[2], он спросил Умму Синан аль-Ансарию: «Что помешало тебе совершить хадж?». Она сказала, что у её мужа было два верблюда, орошающих пашню, на одном из них он отправился в хадж, а другой остался для орошения земли. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину умра во время Рамадана приравнивается к совершению хаджа вместе со мной». (Аль-Бухари и Муслим)[3]
В другой версии хадиса говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда наступит Рамадан, то соверши умру[1], воистину умра в этот месяц равняется хаджу»[4]
Сообщается от Умму Ма'кыль (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Соверши умру во время Рамадана, воистину она подобна хаджу» (Абу Дауд)[5].
Подобные хадисы передаются также от Джабира, Анаса, Абу Хурайры и Вахба ибн Ханбаша (да будет доволен ими Аллах)[6].
Относительно слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «…воистину умра в этот месяц равна хаджу», ибн Батталь сказал: «Эти слова указывают на то, что хадж, о награде которого идёт речь, является добровольным, потому что по единогласному мнению всех учёных умра никак не может заменить обязательный хад
. Поэтому под словами «…равна хаджу», подразумевается награда и достоинство. Воистину Аллах дарует Свою милость кому пожелает».[7]
Из этих хадисов мы узнаём о следующем:
1. Всевышний Аллах оказал своим рабам милость тем, что уготовил для них большую награду за малое деяние. И за это мы премного восхваляем Его.
2. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проявлял заботу о своей умме, узнавал о положении своих подданных, спрашивал о них. Он был самым сострадательным и благожелательным человеком по отношению к другим людям. Так должен поступать каждый, кому Аллах вручил управление другими людьми; быть добрым, обходительным и искренним с ними, узнавать о состоянии их дел и стараться принести им пользу в этом мире и в Следующем.
3. Умра в месяце Рамадан не заменяет собой обязательного хаджа, являющегося одним из столпов Ислама. Она равняется хаджу в награде, но не снимает с мусульманина обязанность совершения хаджа. Это является единым мнением всех учёных Ислама[8].
4. Награда за благое деяние возрастает, если совершается в благословенное время, также она возрастает в соответствии с уровнем искренности и осознания при совершении благодеяния[9].
5. Этот и другие хадисы, говорящие о равенстве одного дела другому, указывают на равенство в награде, а не в сущности. Например, в одном из хадисов говорится, что сура «Скажи: Он Аллах – Один» равняется трети Корана, в данном случае, речь идёт только об идентичности воздаяния за чтение, но это не значит, что сура «аль-Ихляс» может заменить треть Корана по смыслу и значимости[10].
6. Умра достигла степени хаджа, по причине Рамадана, который является великим временем. «Человек совершающий умру в Рамадане, объединяет святость месяца Рамадан со святостью самой умры. Благословенность времени и места совершения умры, сделали возможным равенство между ней и хаджем, который также совершается в почётное время (заповедные месяцы) и в почётном месте»[11].
Также в совершении умры во время Рамадана есть определённые трудности, такие как: сильное утомление от прохождения обрядов для постящегося человека, или необходимость прервать пост во время пути, с последующим восполнением пропущенных дней. В другое время года паломник не сталкивается с подобными трудностями. Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел Аише совершить умру, то сказал, что «награда за неё в соответствии с твоими усилиями» или он сказал: «…в соответствии с твоими расходами». (Муслим)[12]
7. Данную награду получит любой, кто сделает умру на протяжении Рамадана, даже если он не останется затем в Мекке, и вернётся домой сразу после её совершения.
8. Из данного хадиса не следует, что умру в Рамадане нужно делать многократно, постоянно выходя за пределы территории "аль-Харам", и совершая её по нескольку раз в один месяц или даже в один день. Такие действия стали распространёнными в наше время, но это противоречит сунне и пути сподвижников (да будет доволен ими Аллах). До нас не дошло ни каких хадисов и ни какой информации о том, чтобы кто-то из сподвижников совершал умру несколько раз за один приезд в Мекку.[13]
9. Кто решил совершить умру в Рамадане, и провести время по соседству с домом Аллаха на протяжении всего месяца или его десяти последних дней, тот должен удерживать себя от всего, что запретил Аллах, потому что грех, сделанный в Мекке, страшнее греха, сделанного за её пределами. Также прибавь к этому святость самого месяца Рамадана.
10. Тот, кто приехал в Мекку, чтобы провести Рамадан на святой земле, и привёз свою семью, должен следить за ними, чтобы они не делали ни чего запретного Аллахом. Мусульманин должен следить за поведением членов своей семьи и исправлять их ошибки. Возможно, что человек будет пребывать в Мекке желая награды, но вместо этого вернётся домой с грехами, покрывающими все его благодеяния, из-за того, что пренебрегал дурным поведением своих детей.
11. Если человек вошёл в состояние ихрама, затем прибыл в Мекку постящимся, то у него есть выбор: либо он может прекратить поститься и сделать умру днём, либо дождаться захода солнца и совершить умру после ифтара[14]. Но в данном случае всё-таки предпочтительнее будет прекратить пост, подкрепиться и сделать умру днём[15]. Потому что лучше совершать умру сразу по приезду в Мекку, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха).
“Избранные хадисы о Рамадане”. Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль. Перевел Абу Ясин Руслан Маликов для сайта –“Почему Ислам?“.
Примечания:
- Умра – малое паломничество.
- Хадж – большое паломничество.
- Аль-Бухари (1764) и Муслим (1256)
- Аль-Бухари (1790) и Муслим (1256)
- [5] Абу Дауд (1989), ан-Насаи в книге «ас-Сунан аль-кубра» (4226), ат-Тиримзи (939), ибн Хузайма (3075), аль-Хаким (1/656)
- См: «Джами ат-Тирмизи» (3/276)
- «Шарх ибн Батталь» (4/428). См: «Минхат аль-Бари» (4/233)
- См: «Фатх аль-Бари» ибн Хаджар (3/604) и «Тухфат аль-ахвази» (4/7)
- См: «Фатх аль-Бари» (3/604), «Авну аль-ма'буд» (5/323) и «Файд аль-Кадир» (4/361)
- Об этом ат-Тирмизи упомянул в своей книге «аль-Джами» со ссылкой на Исхака ибн Рахавейха (3/276)
- См: «Маджму'у аль-фатава» (26/293)
- Муслим (1211). См: «аль-Муфхим» (3/ 370)
- См: «Маджму'у аль-фатава» (26/292), «Зад аль-маад» (2/93) и «Тахзиб ас-сунан» (7/36)
- Ифтар – разговение после поста
- Если же человек не чувствует утомления, жажды и голода, которые отвлекут его от умры, то он может совершить её будучи постящимся.