10.08.2011.
Современные мусульмане, и без того достаточно разделенные и разобщенные, продолжают спорить и настаивать на разных подходах определения начала месяца Рамадан и завершающего его праздника разговения. В этом году на вопрос о начале этого благословенного месяца исламский мир вынужден был ориентироваться на 4 разных мнения.
Однако подобный подход, когда верующие разделяются в своем поклонении, датах исламских событий и праздников, в корне противоречит духу Ислама. Как, к примеру, и такая практика, когда в одной мечети одновременно совершаются две коллективные молитвы за разными имамами.
Издержки разделения
На самом деле, мусульмане должны стремиться и делать все от себя зависящее, чтобы достигнуть единства во всех аспектах, а не только в вопросах начала и завершения месяца Рамадан, а также даты Ид-аль-Фитр – праздника разговения.
В вопросе определения начала месяца поста многие российские, как и западные мусульмане разделены между регионами своего происхождения (например, кавказскими и поволжскими республиками) и городами центральной части России, в которых они проживают. Некоторые из них выбирают следовать мнениям, принятым в их республике, или же в таких исламских центрах, как Саудовская Аравия.
Этот подход, действительно, разделяет мусульман России, и они никак не могут достичь хотя бы первого уровня в своем единстве относительно определения дат начала месяца Рамадан и праздника по поводу его завершения.
Более того, это порождает еще проблемы во взаимодействии российских мусульман с властями и не дает им в полной мере воспользоваться некоторыми своими правами. К примеру, мусульмане не могут поставить перед государством вопрос об объявлении дня Ид-аль-фитр выходным днем, поскольку элементарно не могут договориться о единой дате его наступления.
Два подхода
При этом мусульманские ученые продолжают расходиться в мнениях относительно того, если новый народившийся месяц видели мусульмане в одном регионе или стране, должны ли мусульмане других регионах считать, что Рамадан уже начался, или же они должны ждать, пока они сами не смогут увидеть месяц в своей местности?
По мнению многих ученых более предпочтительным является мнение, согласно которому мусульмане других регионов и стран должны следовать тому, за тем регионом одного с ними часового пояса, где верующие первыми увидели новый месяц.
Шейх Ахмад Кутти, старший лектор и исламский ученый канадского Исламского института в Торонто утверждает: «Не является абсолютной необходимостью для мусульман каждого региона обязательно самим увидеть молодой месяц. Наоборот, если месяц был увиден в одной из соседних местностей, а мусульмане в других районах получили об этом своевременное извещение, то они должны начинать свой пост в соответствии с этим извещением».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Начинайте поститься, когда увидите месяц, и завершайте свой пост, кода увидите месяц. Но если небе затянуто тучами, и вы не можете видеть луну, то отсчитайте тридцать дней месяца Ша’бан и начинайте пост на следующий день».
Данный хадис комментируется учеными двумя способами. Первый взгляд разделяет большинство ученых и он таков, что, если новый месяц увидели в одном регионе, то на мусульман из соседних регионов ложится обязанность начать свой пост на основании полученной информации.
Второй взгляд на эту проблему гласит, что луна должна быть увидена мусульманами в каждом отдельном регионе. Доктор Сано Кутуб Мустафа, профессор фикха Международного исламского университета в Малайзии считает, что нет обязанности и необходимости мусульманам всего мира начинать свой пост в один и тот же день. Если мусульмане разных стран начинают поститься на основе собственных наблюдений за нарождением нового месяца, то Кутуб Мустафа не видит в этом опасности разъединения мусульман.
В поддержку своего мнения он приводит хорошо известный хадис от Курайба, в котором Курайб передает, что Умм Фадль, дочь Хариса, послала своего сына Фадля к Муавийи в Сирию: «Я (Фадль) прибыл в Сирию и сделал то, что было поручено. В то время в Сирии начался месяц Рамадан. Я увидел новый месяц в пятницу. Затем я вернулся в Медину в конце месяца. Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) спросил меня (по поводу нарождения нового месяца в начале Рамадана): «Когда вы видели его?» Я сказал: «Мы видели его в ночь пятницы». Он спросил: «Ты его видел сам?» Я ответил: «Да, и его видели остальные люди и начали поститься. Муавийя также начал поститься». На что тот сказал: «А мы увидели месяц в субботнюю ночь. Так что нам следует продолжить поститься до истечения 30 дней поста или, пока мы не увидим новый месяц открывающий Шавваль». Я спросил: «А разве видение месяца Муавийей для вас не является достоверным?» Он ответил: «Нет, и так предписывал нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение)».
Однако данный подход к вопросу, пишет Ахмад Кутти, был актуален в прошлом, когда из-за недостаточного развития средств связи мусульмане не были в состоянии передавать своим собратьям из соседних регионов информацию о нарождении молодого месяца. Доставка подобной информации занимала в то время недели, а иногда и месяцы.
Но сегодня, благодаря тому факту, что весь мир превратился в одну глобальную деревню, опутанную современными средствами коммуникации, нет необходимости продолжать настаивать на подобном взгляде.
Шейх Ахмад Кутти полагает, что подобный подход должен быть отброшен перед лицом целей Шариата более высокого порядка, одной из которых является обязанность мусульман стремиться единству и единогласию между собой.
Необходимость единства
По поводу необходимости преодоления ежегодных разногласий в отношении начала месяца Рамадан шейх Юсуф аль-Карадави пишет: «Мы должны стремиться к единству мусульман в отношении начала и конца месяца поста, а также в отношении других ритуалов. Мы не должны терять надежду в достижении этой цели или хотя бы, на первых порах, к устранению препятствий на пути ее достижения.
Даже, если пока единство в этом вопросе всей исламской уммы недостижимо, мы должны, по крайней мере, стремиться к единству мусульман в каждой отдельной стране. Совершенно недопустимо, чтобы мусульмане одной страны, или даже города, разделялись в отношении начала поста».
Он же считает, что мусульмане в каждой стране должны полагаться в вопросе определения начала месяца Рамадан и в иных спорных вопросах на своих исламских правителей, обладателей власти среди мусульман или ответственных за мусульманские дела. «Таким образом, - пишет аль-Карадави, - если ответственные за дела мусульман лица или органы, как, например, Дар-уль-Ифта (Комитет по фатвам, Муфтият) Совет по религиозным делам и т.д., устанавливают начало месяца в определенной стране, данное решение становится обязательным для мусульман, проживающих в этой стране, даже если это решение отличается от других стран.
Тот же доктор Сано Кутуб Мустафа, который допускал возможность начала поста в разные дни в разных странах, заявляет: «Однако, запрещено для мусульман, живущих в одной стране начинать и завершать свой пост в разные дни. К примеру, мусульмане Великобритании должны начинать свой пост в один и тот же день. Они должны обращаться к лидерам мусульман в стране проживания, а не к лидерам мусульман в иных странах.
Им не стоит обращаться с этим вопросом к мусульманам Нигерии, Саудовской Аравии, Пакистана или Индии. Им запрещено пренебрегать указания лидеров мусульман в своей стране или своей общины. Единство в следовании за лидерами мусульман – это обязанность верующих даже, несмотря на то, что эти лидеры могут иногда в чем-то ошибаться».
Таким образом, из приведенных выше мнений становится ясным, что мусульмане должны достигать единства в вопросе начала и завершения своего поста, должны следовать за своими признанными религиозными авторитетами или организациями для того, чтобы достичь этой цели. Долгом же мусульманских организаций является достижение единого мнения по этому вопросу для того, чтобы не стать причиной разделения среди мусульман.
Шейх Кутти в этом отношении затрагивает еще один важный аспект: «Решение по поводу того, как определять начало месяца Рамадан, должно приниматься коллегиально, собранием мусульман или представителей исламской уммы в каждом регионе, но ни в коем случае не отдельными личностями на основе собственных суждений. Любая попытка решить данный вопрос в одностороннем порядке отдельными личностями приведет к хаосу и неразберихе».
Салих Ибрахим