Передаётся, от Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Пост начинается в день, когда вы (т.е. община мусульман) начинаете его, и завершается в день когда вы завершаете его, и день жертвоприношения тогда, когда вы приносите жертву».
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ النَّبِيَّ – صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ – قَالَ: «الصَّوْمُ يَوْمَ تَصُومُونَ وَ الفِطْرُ يَوْمَ تُفْطِرُونَ وَ الأَضْحَى يَوْمَ تُضَحُّونَ». رَوَاهُ التِّرْمِيذِيُّ وَ قَالَ: حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ.
(Этот хадис привёл Ат-Тирмизи, и сказал, что хадис относится к категории хасан гариб (хороший)).
В версии Абу Дауда этот хадис приводится в таком виде:
«وَ فِطْرُكُمْ يَوْمَ تُفْطِرُونَ وَ أَضْحَاكُمْ يَوْمَ تُضَحُّونَ»
«Завершение вашего поста, в день когда вы завершаете его, а день жертвоприношения тогда, когда вы приносите жертву» .
عَنْ عَائِشَةَ-رَضِيَ اللهُ عَنْهَا- قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللهِ-صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: «الفِطْرُ يَوْمَ تُفْطِرُ النَّاسُ وَ الأَضْحَى يَوْمَ تُضَحِّي النَّاسُ» رَوَاهُ التِّرْمِيذِيُّ وَ صَحَّحَهُ
Передаётся от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Завершение поста происходит в тот день, когда все люди завершают пост, а день жертвоприношения проводится, когда все люди приносят жертву».
(Этот хадис передал Ат-Тирмизи и назвал его достоверным)
Из этих хадисов мы узнаём:
1) … о великодушии и лёгкости исламского Шариата, который всегда стремится устранить любые трудности связанные с его выполнением. Шариат установил определенные временные отрезки для совершения поклонения, и основой для начала и завершения поста сделал наблюдение за луной, что под силу любому человеку, где бы он ни был.
2) … о том, что объединяя мусульман в посте, в его завершении и в праздниках, Шариат стремится к единству всех мусульман.
3) …, что если люди неправильно определили наступление или окончание месяца Рамадан, то эта ошибка прощается им, если они сделали все, что им повелел Всевышний Аллах. Он не взыщет со Своих рабов, при условии, что они делали всё как положено, то есть, старалисть увидеть месяц на небе, или доводили число дней месяца до тридцати, в случае если, по какой-то причине, увидеть месяц было невозможно.
Выдающийся ученый Аль-Хафиз ибн Абдульбарр, да окажет ему Аллах Свою Милость, сказал: «Ученые едины в мнении о том, что если вся община ошиблась в определении месяца Зуль-Хиджа , и пребывали на Арафате в десятый день , то их хадж считается действительным. Также дело обстоит и с завершением поста и днём жертвоприношения, а Аллах знает лучше» .
4) В этих хадисах доказательство на то, что при определении праздника учитывается согласие всех людей. Если какой-то человек, в одиночку, сумел увидеть месяц и узнал о наступлении праздника, то все равно он должен согласиться с мнением всей общины и обязан подчиниться их решению в вопросе начала поста, его завершения и жертвоприношения.
Ибн Аль-Кайим, да окажет ему Аллах Свою Милость, сказал: «В этом хадисе доказательство тому, что если человек, в одиночку увидел месяц, то это ни к чему его не обязывает, ни к посту, ни к его завершению, ни к определению границ месяцев» .
Опираясь на сказанное выше, можно сделать вывод: если человек в одиночку увидел на небе месяц, но его свидетельство, по каким-то причинам не принимается, то ему все равно нельзя начинать пост самостоятельно, он должен поститься вместе со всеми людьми, положение у него такое же как и у других, как это и становится очевидным, из данных хадисов .
“Избранные хадисы о Рамадане”
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов