Жизнь пророка, мир ему, полна наставлениями и уроками. Он является наилучшим примером для подражания в поведении и делах не только в месяц Рамадан, но и в другие дни. Коснемся некоторых из моментов его жизни, которые проявлялись в вопросе поста.
Пророк, мир ему, до того пока пост не был вменен в обязанность, держал пост в день Ашура. Когда он переселился в Медину то увидел что мединские иудеи также соблюдают этот пост. Он спросил их: По какой причине вы соблюдаете пост в этот день? Они ему ответили так: - "Это великий для нас день. В нем Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и его народ от тирании Фараона, потопив его на дне морском. Пророк Муса (мир ему) в знак благодарности Аллаху постился в этот день. Тогда пророк Мухаммад, мир ему, сказал: Мы мусульмане более достойны, чтоб следовать пророку Мусе. И тогда пророк Мухаммад, мир ему, стал сам соблюдать пост в этот день и велел это делать другим. (хадис содержится у Бухари и Муслима, передан от Ибн Абаса).
Большинство ученых сказало, что пост в этот день был из категории обязательного. В сборниках имама Муслима и аль-Бухари есть хадис пророка, мир ему: Рабия бин Мауз сказала: пророк послал утром в день Ашура письмо в поселения вокруг Медины в котором было написано: «Кто с утра начал поститься пусть постится до конца дня, а кто поел уже с утра то пусть воздержится от еды до конца дня». После этого мы всегда постились в этот день, даже приучали к этому наших маленьких детей. Мы с ними шли в мечеть и играли с ними, а если они плакали прося пишу, то мы им ее давали или придерживали до конца времени разговения.
Когда пост месяц рамадан был вменен в обязанность, пост в день Ашура перешел в категорию желательных, - кто желал постился, а кто нет то разговлялся.
В начале когда был вменен пост, мусульмане его держали по желанию. Однако когда было ниспослано: «а кто из вас застанет месяц, то пусть поститься» (сура Корова, 185), то пост стал обязателен для мусульман.
Однако, те кто уснул после вечернего (магриб) намаза и после проснулся ему не разрешалось принимать пищу. Имам аль Бухари передал хадис: «Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Кайс бин Сирма аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”. Он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Тебе не посчастливилось!” А к середине (следующего) дня он упал в обморок и об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после чего был ниспослан этот айат: “Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них. Аллаху известно, что вы обманывали самих себя, и Он обратился к вам и простил вас, и сейчас вы (можете) соединяться с ними. И стремитесь к тому, что предписал вам Аллах…” И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее:“…и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”»
Пророк, мир ему, после того как во втором году хиджры пост стал обязательным в исламе, пока не покинул этот мир застал девять рамадановских постов.
В этот месяц пророк, мир ему, увеличивал свое поклонение, чтение Корана. Если наступало время разговения, то он отпускал пост как можно быстрее, а предрассветную пищу (сухур) принимал до наступления времени рассвета оставляя небольшой промежуток времени между утреней молитвой и сухуром.
В месяц поста пророку, мир ему, не однократно приходилось выходить в путешествие. К примеру, когда мусульмане вышли в поход на Бадрское сражение, при завоевании Мекки. Иногда пророк, в путешествиях соблюдал пост, а иногда разговлялся. В сборнике имама Муслима приводится хадис от Абу Дарды: «Однажды мы были в путешествии и было очень жарко. И никто из нас не постился, кроме посланника Аллаха и Абдуллы ибн Равахи».
В сборнике «Сунан» имама Насаи, приводится хадис от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха не пропускал пост в месяце Шаваль, вне зависимости в пути от был или дома».
«В год завоевания Мекки пророк вышел в поход в месяц рамадан. Пока он и сподвижники не дошли до местечка Кара Гамим они все держали пост. Но после, пророк, мир ему, попросил принести ему кувшин с водой. Когда его принесли, то пророк, мир ему, поднял его высоко чтоб видели все и испил воды, сказав следующее: некоторые полагают обязательно надо поститься. Однако такие люди совершают грех. Повторив это дважды». (Муслим).
Как мы раннее сказали, пророк, мир ему, увеличивал поклонение в месяц рамадан, чтоб разъяснить мусульманам нормы ислама и в частности поста.
Салман Авда