Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) делит пост на три вида:
пост-авама,
хаваса,
ахасуль-хаваса.
1. Пост-авама – это когда постящийся сдерживает свой желудок и половые органы, то есть воздержание от еды, питья и половой близости. Это пост обычного мусульманина.
2. Пост-хаваса – это когда постящийся сдерживает свой желудок, половые органы, а также оберегает глаза, уши, язык, ноги, руки и другие свои органы от совершения греха.
3. Пост ахасуль-хаваса – это когда постящийся воздерживается от всего вышеперечисленного и, кроме этого, очищает свое сердце и разум от мирских желаний и помыслов. Очищает свое сердце и разум от всего, кроме Аллаха. Всем своим существом желает приблизиться к Аллаху, думает только о Нем. Если в сердца и головы таких людей заходит что-либо, кроме стремления к Аллаху и мыслей о Нем и жизни вечной, то они считают, что это наносит урон их посту. Однако если они задумываются о мирском, которое принесет им пользу в вечной жизни, то это не причиняет вреда их посту. Когда же они подумают о том, чем будут сегодня разговляться (совершать ифтар), то это они засчитывают себе как грех. Почему? Потому что это указывает на недостаток в вере, ведь Аллах обещал каждого наделить пропитанием (ризык).
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Пост – это щит от огня Ада. Когда один из вас держит пост, пусть он не будет небрежным, произнося плохие слова. А если кто-то хочет втянуть его в спор или ссору или вызвать в нем гнев, то пусть он скажет в ответ: «Я держу пост»».
В хадисе-кудси также сказано, что Всевышний Аллах сказал:
«Все действия и поступки человека принадлежат ему самому, однако его пост принадлежит Мне. (Потому что Я не ем, не пью и превыше всех качеств созданных, потому что в посте нет места неискренности). Поэтому Я вознагражу постящегося сполна».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Сколько же существует людей, которые не получают от поста ничего, кроме голода и жажды!»
Этот хадис призывает нас обратить внимание на следующие вещи:
1. Намерение должно быть только одно – ради Аллаха.
2. Во время поста необходимо оберегать от грехов свои органы: глаза, уши, живот, руки и т.д.
3. Желательно по мере возможности как можно больше и сильнее быть связанным с Аллахом своим разумом и сердцем.
4. Так как Рамадан является месяцем прощения (Гуфран), то по мере возможности желательно более тщательно выполнять духовные задания (вирд), увеличить количество поминаний Аллаха (зикр) и меньше спать.
5. Чтобы сохранить состояние смирения и благоговения перед Аллахом и почувствовать возвышенное таинство проявления поста, необходимо от заката и до рассвета (во время ифтара и имсака) не наедаться досыта, а есть умеренно.
6. Нужно стремиться приглашать постящихся мусульман на разговенье (ифтар), чтобы получить от этого благодать (баракят).
Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел домой к Абдуллаху ибн Омару (радыйаллаху анху) и сказал:
– О Абдуллах! Ты что, думаешь, я не знаю, что ты ночами напролет совершаешь богослужение и ежедневно держишь пост? Это причиняет тебе много неудобств.
Но он ответил, что не испытывает никаких неудобств и затруднений.
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил:
– Тебе будет достаточно держать каждый месяц три дня поста, ведь каждое благое деяние вознаграждается десятикратно. Поэтому три дня поста подобны посту в течение целого месяца.
Польза поста Пост несет в себе много пользы, как человеку, его здоровью и нравственности, так и всему обществу в целом. Но самое главное заключается в том, что он является религиозной заповедью, исполнение которой принесет пользу в жизни вечной.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«За каждую вещь дается обязательное пожертвование (закят), пожертвованием тела является пост. Пост – это половина терпеливости». (Ибн Маджа)
Во время поста предрассветная трапеза (сухур) очень желательна (мустахаб), поэтому надо не лениться вставать, чтобы хорошо поесть, а на разговенье (ифтар), наоборот, не стоит переполнять свой желудок. Во время поста желательно днем и ночью читать Коран, совершать зикр и салават (возвеличивание Пророка), а до ифтара произнести соответствующую мольбу (дуа).