По шариату и’тикаф – это преднамеренное пребывание в мечети с поклонением Всевышнему Аллаху, с целью приблизиться к Нему. Тому, кто не совершил полного омовения (гусль) и женщинам во время месячных и послеродовых выделений нельзя быть в и’тикафе до полного очищения. И’тикаф имеет четыре условия: 1. Человек, пребывающий в и’тикафе, должен быть здравомыслящим мусульманином, совершившим полное (большое) омовение (гусль);
2. И’тикаф можно проводить в любой мечети, но лучше в джума-мечети. Так говорят имам Малик и имам аш-Шафии. А имам Абу Ханифа говорит, что и’тикаф возможен только в джума-мечети. По раннему слову имама аш-Шафии, женщине лучше пребывать в и’тикафе у себя дома в молельной комнате. По последнему слову имама аш-Шафии, ей нельзя быть в и’тикафе нигде, кроме мечети;
3. Нужно хоть ненадолго задержаться в мечети, для и’тикафа недостаточно зайти в одни двери и выйти в другие;
4. Следует произнести намерение (любое намерение совершается мысленно, а произносить его вслух – желательно). Без произнесённого намерения, даже если провести в мечети несколько лет, это пребывание и’тикафом не считается и воздаяния за это не будет. Поэтому, если кто-либо даже ненадолго останется в мечети, ему желательно произнести намерение пребывать в и’тикафе, чтобы не упустить воздаяния за него.
Намерение произносится так: «Я намереваюсь пребывать в и’тикафе в этой мечети с целью приблизиться к Аллаху». Достаточно произнести намерение, не указав срок. Если кто вышел, не думая возвращаться, но вернулся, то намерение обновляется.
Если кто-либо намеревается пребывать в и’тикафе один день или один месяц и выходит из мечети по нужде, то при входе намерение обновлять не нужно. А если в этом случае он вышел не по нужде, а с другой целью, намерение нужно обновить.
Желательно пребывать в и’тикафе в определённые дни. За пребывание в и’тикафе в первые десять дней месяца зуль-хиджа воздаяние увеличивается. Также особо выделяется и’тикаф в месяце Рамазан.
В хадисе, переданном Байхаки, говорится: «Тот, кто десять дней месяца Рамазан пребудет в и’тикафе, будет подобен тому, кто совершил два хаджа и две умры».
По достоверной цепочке от Хаким, а также Табарани, Байхаки от ибн Аббаса передают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто с намерением достичь довольства Аллаха пребудет в и’тикафе, будет отдалён Всевышним от огня Ада тремя пропастями, размер каждой из которых больше, чем расстояние от Востока до Запада».
«Тот, кто пребудет в и’тикафе в течение времени, необходимого для доения верблюда, получит воздаяние как за освобождение раба», – сказано в хадисе.
Больше всего восхваляется и’тикаф в последние десять дней рамазана, с надеждой увидеть Лайлатуль Кадр. Пребывающему в и’тикафе лучше всего поминать Аллаха, читать Коран, учиться исламу и самому обучать, находиться в обществе хороших людей.
Для и’тикафа можно надеть красивую одежду, надушиться, причесаться. Можно и принимать пищу, но греховно при этом мусорить в мечети. Нежелательно есть продукты с неприятным запахом (лук и т.п.).
Во время и’тикафа можно и спать, если не мешаешь совершающим намаз, если же мешаешь – грех спать. В хадисе сказано: «Всё, что вредит людям, вредит и ангелам».
Ибрагим Мансуров