Вот и наступил благодатный месяц Рамадан. Наши души охвачены особой радостью и умиротворением. Мы вошли в особое неземное пространство, где душа наша будто парит в царстве небесном.
Все мы путники. На дороге, которая ведёт ко Всевышнему Творцу. Для человека каждая секунда, даже доля секунды может стать именно тем отрезком времени, который уводит в бесконечность. Возможно, именно этот Рамадан скрывает в себе тот судьбоносный момент нашей вечной жизни, то мгновение, тот перекрёсток дороги, за которым – вечное счастье или безысходное несчастье.
Рамадан – это время заработать вечный Рай и довольство Господне. Каждое мгновение Рамадана может удостоить нас подобной награды: пост, пятикратный намаз, молитвы «Таравих», искренняя мольба, разговения, предрассветный приём пищи, пожертвования и многие другие благие дела и поступки. Каждое из этих благодеяний способно окунуть в бесконечную благодать и счастье.
Милостивый Творец, воздающий за каждое доброе дело в семь, семьдесят, семьсот или даже больше раз, не определил размер вознаграждения для поста. Он провозгласил:
«Пост – Мой, для Меня. Раз отказывается творение Моё от еды и своих желаний и делает это только ради Моего довольства, то лично Я вознагражу его как пожелаю»[1]. Быть может, Всевышний не сообщил, каковым будет воздаяние за пост, потому, что этот уровень находится за пределами человеческого понимания.
Десятки хадисов о воздаянии за пост сообщают только то, что может постичь, с чем может сравнить человеческий разум. К примеру:
«Каждый день поста ради Всевышнего удаляет лицо постящегося от огня Ада на расстояние, равное семидесяти годам пути»[2];
«Воистину каждой ночью во время разговения Всевышний Аллах прощает и освобождает от адского наказания часть людей, которые его заслужили»[3];
«В Раю есть врата, именуемые ар-Райян. В День Суда будет сказано: «Где ас-саимун [где те, кто смог осознать важность поста, кто смог его соблюсти с верой и надеждой на вознаграждение от Аллаха]?» И те, кто относится к ас-саимун, войдут в Рай через эти врата. Вошедший же через них никогда не ощутит жажды»[4].
Это лишь несколько капель щедрот Бесконечно Милостивого, даруемых в этот благодатный месяц.
Пост заключает в себе многочисленные земные и неземные, телесные и душевные блага для нас. Это и благодарность Всевышнему за Его неисчислимые земные богатства, предоставляемые нам. Это и поклонение, которое не даёт забыть о реалиях повседневной жизни. Это и пример самосовершенствования. Пост напоминает человеку о его духовной сущности, изменяя в сознании иерархию ценностей. Пост является преградой от грехов. Он способствует проявлению и укреплению чувства любви и милосердия. Смягчает сердца, способствует проявлению добрых качеств характера, которые являются следствием имана (веры). Учит человека быть терпеливым и бережливым. Постящийся обретает созерцательный взгляд на мир, перестаёт бессмысленно торопиться, получает светлое удовлетворение от каждого мгновения предоставленной жизни.
Месяц Рамадан – месяц воспитания человека. Рамадан учит преодолевать самого себя. Чудо этого состояния не только в том, что человек отказывается в течение светлого времени суток от еды. Он берёт под контроль многие черты своего характера, своё поведение в отношении людей, мира животных и растений, всего мироздания. Эта внимательность, чуткость развивает в нём ключевое качество для мусульманина – умение быть на страже своей веры и чистоты своего сердца.
И, наверное, в этом кроется основная цель поста. Ведь, читая аяты, связанные с Рамаданом и его нормами, мы можем заметить, как на фоне многочисленных достоинств лишь одно из них, словно полная луна средь ночи, преподносится взорам людей.
В суре «аль-Бакара», в первом из пяти аятов, посвящённых посту, говорится:
«О те, которые уверовали, вам предписан пост подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам. Быть может, вы будете богобоязненны»[5]. Последний же из пяти аятов заканчивается словами:
«Так Аллах разъясняет Свои знамения людям; быть может, они будут богобоязненны».
Как видим, оба аята заканчиваются тем же самым словом – «таква», что означает «богобоязненность», «набожность». Выражение «ляалля» («быть может») является Божественным знамением, с одной стороны оно выражает пользу и заслуги, цели и задачи, мудрость и суть поста, а с другой – подтверждает, что этот уровень достижим далеко не всеми.
В чём же должно заключаться одно из проявлений набожности, а точнее – умение быть на страже своей веры и своего сердца? Может, в умении наблюдать и управлять своим внутренним духовным миром, который способен изменяться под влиянием происходящего в мире внешнем?
Известно, что даже самые твёрдые на Земле вещества подвержены разрушению, эрозии. Изменение формы гор под воздействием воды и ветра всего лишь на пригоршню песка в год со временем приводит к изменению всего ландшафта. Таяние ледников, происходящее в результате незначительного колебания температур, становится причиной глобальных экологических изменений на всей планете. Что касается человека, то он подвергается сильному влиянию общества, в котором живёт. Зачастую, чтобы обезопасить себя и найти в социуме своё место, человеку приходится идти на компромисс с самим собой. В этом случае он рискует поступиться своей верой. Большое, значительное начинается с маленьких уступок. Дав себе послабление единожды, давать его с каждым разом будет легче.
Если мы не будем на страже своей веры, которая является самым ценным для нас и не может сравниться ни с какими прелестями мира сего, то рано или поздно можем её лишиться, ибо находимся в зоне риска, в зоне действия многочисленных разрушительных для личности человека и его нравственности влияний. Люди, как правило, плохими быть не хотят, процесс их нравственного, духовного падения идёт медленно и незаметно. К примеру, ни один вкусивший сладость веры человек не может представить себя в числе не совершающих намаз. Однако, один раз позволив себе оставить его на потом, есть вероятность, что в следующий раз он оставит его совсем…
Соблюдать предписания религии в современном обществе очень непросто. Разрушающие человеческую нравственность темы и образы проникают в наше подсознание, запечатлеваются на сетчатке глаз и в памяти.
Быть на страже сердца – значит постоянно отслеживать, что нацелено на наше сознание и на наше тело, будь то информация или образы, звуки или пища. На состояние веры самым непосредственным образом влияет всё, что в нас проникает. Требуются усилия, чтобы уберечь веру, и мы должны неустанно их прикладывать, зная, что вернуть утраченную веру значительно сложнее.
Месяц Рамадан учит нас брать под контроль всё, что с нами происходит. Так же, как мы отказываемся от приёма пищи от восхода до захода солнца, как нам удаётся следить за своими поступками и словами в этот благословенный месяц, – с такой же внимательностью мы должны научиться в остальные одиннадцать месяцев года быть строгими хозяевами своей веры, внутреннего покоя, здоровья, семьи. Нужно суметь пробудить в себе осознание того, что Всевышнему всё происходящее известно, что ты живёшь и поклоняешься так, будто видишь Всевышнего, если же не видишь, то всем нутром осознаёшь, что Он видит тебя.
Светлый Рамадан. Это горизонт, которого необходимо достичь. Мыслями, чувствами, душой. Говоря о Рамадане, мы не имеем в виду только намерение соблюдать обязательный пост. В сущности, мы имеем в виду искренность сердца, в котором место занимает лишь Он, Всевышний Аллах. Возможно, переживая Рамадан на одном дыхании, мы подразумеваем искреннее, всеохватывающее намерение, сконцентрированное на сильном стремлении и желании заслужить Божественное довольство и одобрение. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) произнёс:
«Поистине дела оцениваются только по намерениям, и воистину каждому человеку – лишь то, что он вознамерился [обрести]»[6].
Пророк милости (мир ему и благословение) радует нас вестью:
«Тому, кто с искренней верой и чистым намерением, ожидая награды только от Всевышнего, будет держать пост в Рамадан, прошлые грехи будут прощены»[7]. Постящийся, намереваясь держать пост, должен стремиться заслужить милость и прощение Аллаха. Цель его определённа. С помощью намерений привычные поступки превращаются в молитвы, достигшие уровня поклонения. Следовательно, нужно давать ради Аллаха, угощать ради Аллаха, угощаться ради Аллаха, учиться ради Аллаха, делать ради Аллаха... В общем, в каждом деле должно присутствовать намерение всё совершать ради Него.
В День Суда люди больше всего будут сожалеть о том, что прожили жизнь без должного намерения. В то время, когда можно было всю жизнь превратить в поклонение, они упустили эту возможность. В День Суда будет много моментов, когда мы скажем: «Ах, если бы...». Наряду с этим мы будем сокрушаться на том свете, что упустили самую лёгкую, самую простую возможность заслужить Его благоволение. Будем твердить: «Ах, если бы... если бы своими намерениями могли превратить обыденность в поклонение, то свою тленную жизнь сделали бы прекрасной в вечности». Работая, воспитывая детей, общаясь с людьми, мы могли бы заслужить довольство Всевышнего.
Бояться умереть, так и не оценив как следует сей мир… Должно быть, в этом тоже кроется один из смыслов понятия «богобоязненность».
О Аллах! Этим осознанным страхом наполни наши сердца и помоги сосредоточить свои намерения только на Твоём довольстве! Пусть в каждом мгновении времени стрелка намерения указывает только на Тебя, чтобы при каждом биении сердца ориентиром являлся лишь Ты! Дай возможность найти путь к Тебе, озарённый Твоим же светом!
[1] См.: ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 113.
[2] Там же. Т. 2. С. 115.
[3] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. В 2 т. [б. м.]: ар-Раян ли ат-турас, [б. г.]. Т. 1. С. 526, хадис № 1643.
[4] Там же. С. 525, хадис № 1640.
[5] Св. Коран, 2:183.
[6] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 20, хадис № 1.
[7] Там же. Т. 2. С. 115, хадис № 1220.