Современные реабилитационные центры, спа и оздоровительные ретриты практикуют многокомпонентные программы: строгую диету, регламентированные сон, физические нагрузки и отдых — для облегчения состояния, восстановления сил или выздоровления. Последнее может касаться и психического состояния — проблем наркомании, токсикомании, любой другой зависимости, и физических недугов.
В результате такой «реабилитации» пациент «чистится», проходит «детоксикацию», чтобы через несколько недель или месяцев обрести здоровые ум, тело и дух.
К счастью, Господь в своей безграничной милости уже предписал куда более действенную, но по режиму очень близкую ежегодную программу каждому мусульманину. Она называется «Рамадан».
Арабский корень слова «рамадан» означает «неистово нагреваемый полуденным жаром солнца».
Фактически пост Рамадана тесно связан с верой, живущей в сердце мусульманина, и работает как духовная и физическая программа «детоксикации», обновляющая веру через сжигание грехов, которые были совершены в течение года.
Абу Хурайра сообщил, что Пророк сказал:
«Кто постится в Рамадан с верой и надеждой на награду, тому простятся прошлые грехи» (Ан-Насаи).
Кроме сжигания грехов «зной» ежегодного тридцатидневного поста предназначен для повышения благочестия, богобоязненности (таква):
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь»
Коран, сура 2 Аль-Бакара «Корова», аят 183
Таква выражается в том, как часто мусульманин вспоминает Бога, думает о Нем, старается угодить Ему, избегает совершать то, что вызывает Его недовольство, а также сожалеет и быстро просит прощения, когда, намеренно или нет, вовлекается в непослушание.
Высокий уровень таква достигается в результате многих актов поклонения и добровольного совершения благих дел, которые предписаны в Рамадан. В этой статье я попыталась осветить самые важные моменты в свете сунны нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Щедрость: коранический обзор Со слов ибн Аббаса:
«Пророк был самым щедрым из людей, и он был самым щедрым в Рамадан, когда ему являлся Джибриль. Джибриль являлся ему каждую ночь Рамадана, чтобы преподавать Коран. Щедрость Пророка была сильнее ветра» (Аль-Бухари).
Стремительный ветер — предвестник благодатных дождей, доставляющих пропитание, и сам опыляет растения, увеличивая их число. Ветер приносит пресную воду, что приводит к бурному росту съедобных плодов на плодородной почве.
Вот каким был Пророк по отношению к другим, особенно во время Рамадана: щедрым и дарящим процветание, подобно ветру. Он также повторял весь Коран, ниспосланный до этого момента, вместе с архангелом Джибрилем в течение Рамадана.
Как члены уммы, мы должны взять поведение Пророка за образец: прочитать Коран хотя бы единожды — не спеша, размышляя над аятами, самостоятельно или участвуя в групповых ежедневных чтениях — и мы должны стать сверхпродуктивными благотворителями в этот месяц.
Этого можно достичь через выплату ежегодного закята нуждающимся среди родственников или знакомых, а также через пожертвования одежды, предметов обихода и т.д. Нам также следует предлагать свежую пищу другим во время разговения на ифтар.
Мы должны спрашивать себя как можно чаще: «Прочту ли я Коран целиком хотя бы раз за этот месяц? Распространяю ли я процветание и благополучие, как это делает ветер?»
Ночная молитва Сам пророк Мухаммад молился глубокой ночью на протяжении всего года, и особенно настоятельно он советовал мусульманам выстаивать ночную молитву в Рамадан.
Хвала Аллаху, все мечети в мире обеспечивают мусульманам возможность совместной ночной молитвы в Рамадан. Мы должны прилагать все усилия, чтобы не пропускать ни одного таравиха, а если все-таки пропускаем — восполнять потери дополнительными ракаатами дома. Особенно благодатна молитва глубокой ночью — примерно за два часа до фаджра, до приготовления сухура.
Когда дни длинные, а ночи чрезвычайно короткие, как в этом году в Рамадан, мы должны пользоваться каждой бесценной минутой и проводить как можно больше времени в молитве, прося Аллаха о прощении и руководстве на весь год.
Не упускайте возможности добровольной молитвы ни единой ночью.
Воздержание от дурной речи Пост во время Рамадана означает куда больше, чем воздержание от пищи, питья и супружеских отношений. Он также включает в себя воздержание ото лжи, непристойных шуток, обидных слов, сплетен, споров, злословия, ругани и любого заявления, которое классифицируется на арабском языке как «зур», согласно Корану и хадисам:
«избегайте <...> лживых речей (кауль аль-зур)» [Коран, cура 22 аль-Хадж «Паломничество», аят 30]
«Кауль аль-зур», которые упоминаются в аяте Корана, — вид речи, сводящий на нет пост Рамадана, о чем говорится в хадисе от Абу Хурайры:
«Пророк сказал: Кто не оставляет дурную речь (кауль аль-зур) и злые дела (амаля бихи), Аллаху не нужен его отказ от еды и питья» (Аль-Бухари).
Значение арабского слова «зур» — «отклонение, искривление или ложь».
Хадис указывает, что любая нечестность, проявленная в слове или деле, полностью запрещена во время поста. Например, студент может попросить других сделать вид, что он пришел вовремя. Или кто-то скажет, что у него разрядился телефон, если он хотел избежать разговора и намеренно отключил его...
Это очень серьезный запрет, и мы должны быть предельно внимательны, чтобы не уничтожить ненароком все плоды своего поста — священного акта поклонения с целью вызвать довольство Творца.
Итикаф — временная социальная изоляция Рассказала Аиша:
«Пророк (мир ему и благословение) усердствовал в итикафе в последние дни месяца Рамадан, пока не ушёл в мир иной. А потом то же делали его жены» (Аль-Бухари).
Когда наступала последняя треть Рамадана, Пророк становился чрезвычайно строг в соблюдении ночных молитв и дневного поклонения, укрываясь не только от своих товарищей, но и от семьи. В это время он разговаривал и общался с людьми только по необходимости.
Во время последнего Рамадана в своей жизни Пророк провел в итикафе двадцать дней (вместо обычных десяти) и прочитал с Джибрилем Коран дважды.
Али сообщил: «Пророк будил свою семью в последние десять ночей Рамадана» (Тирмизи).
Приведенные хадисы ясно указывают, что даже жены и дети Пророка, благодаря его усилиям, присоединялись к нему в строгом соблюдении поклонения в последние десять ночей Рамадана. То же следует делать нам в умме.
Необходимо сфокусироваться на исследовании и декламации Корана на протяжении всего Рамадана таким образом, чтобы последние дни стали зенитом нашего поклонения, а не последним всплеском.
Вместо того чтобы «добивать» чтение и готовиться к Иду, мы должны продолжать изучать Коран и стоять в молитве до того самого момента, когда покажется месяц Шавваля.
Когда приближается Шавваль, старайтесь не отвлекаться на приготовления к празднику и шопинг в последнюю минуту. Как ни грустно, это очень распространенная практика для многих мусульман по всему миру: чтобы встретить праздник со своими родными, живущими далеко, они проводят последние бесценные дни и ночи Рамадана в поисках подарков, приготовлении пищи, генеральной уборке дома, упаковке чемоданов...
Мир и его разноцветная мишура, а также обязательства по отношению к другим, которые мы сами на себя возложили, должны стать последней мыслью, что посещает нас в Рамадан. Как наглядно демонстрирует сунна Пророка, особенно усердно стремиться получить благословения Рамадана следует как раз в то момент, когда он начинает ускользать.
Заключение Давайте изменим состояние своего ума и духа, приветствуя Рамадан, давайте страстно желать его многочисленных наград!
Достанем свои бумажники и банковские карты — «развяжем свои кошели», предвкушая щедрые пожертвования от всей души.
Давайте усмирим свои сердца и будем просить Аллаха наполнить их светом и руководством Корана. И подготовим свои тела к долгим, жарким часам голода и жажды, чтобы подчинить себя целиком Милосердному Творцу. Который ежегодно дарит нам этот прекрасный месяц —приглашение бежать назад к Нему в смирении и покаянии.
Перевела Амина Бакыр
onislam.net