Однажды Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уасаллям) спросили:
«Что прерывает пост?» Он ответил: «Ложь и злословие».
Этот хадис, если учитывать помимо него многие другие хадисы, в действительности говорит нам о том, чтобы мы избегали этих поступков. Из-за таких дел пост загрязняется. В нынешние времена мы любим предаваться ненужным разговорам. Некоторые алимы действительно считают, что ложь, злословие, клевета и т.д. делают пост недействительным. Однако подавляющее большинство алимов верят, что пост в действительности не прерывается, а лишь теряет законную силу в плане наличия благословений.
Алимы Ислама составили шесть пунктов, на соблюдение которых следует обращать внимание во время поста:
1) Следует избегать взглядов на те места, куда нельзя смотреть. Алимы идут в этом отношении настолько далеко, что запрещают смотреть с вожделением даже на свою жену. Так насколько же важно не смотреть с вожделением на другую женщину! Аналогично следует избегать взглядов на любые порочные места или места, где совершается зло. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уасаллям) сказал: «Тому, кто отведет взгляд (от запретного) из страха перед Аллахом, дарует Он веру, сладость которой он обретет в своем сердце». Относительно данного высказывания суфии говорят, что эти взгляды включают такие места и вещи, которые отвлекают разум от поминания Аллаха.
2) Защита языка от лжи, ненужных разговоров, злословия, споров, клятв и пр. В Сахихе Аль-Бухари сказано, что пост — сдерживающая сила для постящегося. По этой причине тем, кто постится, следует избегать всех бессмысленных разговоров, шуток, споров и т.д. Если кто-то затеет спор, следует сказать: «Я пощусь». Другими словами, не надо начинать спорить, и когда кто-то другой затеет спор, также следует избежать спора. Если человек, начавший спор, неадекватен, следует напомнить ему: «Я пощусь». Во времена нашего Пророка две женщины постились и испытывали такой голод, что пост стал для них невыносимым и они находились на грани смерти. Сахабы сообщили об этом нашему Пророку, который послал им чашу, в которую приказал им вырвать. Когда их вырвало, в чаше были куски мяса и свежей крови. Сахабы очень удивились, после чего Пророк (салляллаху алейхи уасаллям) сказал: «Они постились и избегали дозволенной пищи от Аллаха, но принимали запрещенную пищу, злословя о других.»
Из приведенного выше становится ясно, что злословие во время поста делает пост намного тяжелее. По этой причине две женщины чуть не умерли. Подобно этому и совершение греховных поступков. Опыт показывает, что на верующих, богобоязненных людей пост не оказывает неблагоприятного воздействия. Следует держаться подальше от грехов и особенно от больших грехов — таких, как злословие и клевета.
Аллах говорит в Коране, что злословие — это (фактическое) поедание плоти своего брата. Об этом говорится и в упомянутом ранее хадисе. Да убережет нас Аллах от этого зла, потому что мы очень невнимательно к этому относимся. Все повинны в этом пороке. Даже собрания людей с религиозным образованием и тех, кого считают религиозными людьми, изобилуют злословием. Хуже всего то, что мы даже не понимаем, что такое злословие.
Один из сахабов спросил Посланника Аллаха: «Что такое злословие?».
Посланник Аллаха ответил:
«Говорить о своем брате за его спиной то, что ему не понравится».
Сахаба спросил:
«А если в нем действительно есть то, о чем говорили?»
Наш Пророк сказал:
«В этом случае (если то, что было сказано, является правдой) это определенно является злословием. А если он не виновен, то ты оклеветал его».
Однажды наш Пророк прошел мимо двух могил. Он сказал:
«На обоих обитателей этих могил обрушилось наказание могилы. Один из них наказывается за злословие, а другой — за то, что не предостерегался при мочеиспускании».
Посланник Аллаха сказал:
«У лихоимства есть более семидесяти форм, самая легкая из которых подобна инцесту человека с собственной матерью. А получение 1 дирхама процента хуже по порочности, чем совершение блуда 35 раз. Самым тяжким лихоимством является клевета на мусульманина».
В этом хадисе мы строжайше предупреждены от злословия и клеветы. Я очень хотел выписать здесь большое количество хадисов по этой теме, так как все наши собрания и разговоры обычно наполнены ими (злословием и клеветой). Однако в итоге решил не делать этого, так как тема для обсуждения здесь несколько иная — не злословие. Поэтому, упомянув лишь несколько хадисов, я еще раз делаю дуа, чтобы Аллах уберег нас от этого порока. И я прошу моих друзей и братьев помолиться также и за меня. У нас очень много внутренних недостатков.
«О Аллах, есть ли недуг, которого нет во мне! Излечи меня от всех недугов и даруй мне то, в чем я нуждаюсь. Воистину, у меня пораженное недугами сердце. Воистину, Ты — Лекарь заболевших».
3) Как говорят суфии, нужно избегать слушать то, что является макрух. Является харам слушать то, что нельзя говорить. Посланник Аллаха сказал, что в «злословии злословящий и тот, кто слушает его равны в грехе».
4) Другие части тела также следует держать подальше от греха и порока. Руки не должны касаться его, а ноги не должны идти к нему. Особое внимание следут уделить желудку (особенно во время ифтара), чтобы не вошло в него ничего из того, в чем есть сомнение, является ли оно харам или халяль. Когда человек постится и во время ифтара принимает харам-пищу, он становится подобен больному, принимающему лекарство, чтобы излечить себя, и добавляющему одновременно яд, разрушающий его.
5) Во время ифтара не рекомендуется наполнять желудок до отказа даже халяль-пищей, так как в этом случае цель поста разрушается. В то время как пост направлен на уменьшение плотских побуждений, большое количество еды увеличивает вожделение и уменьшает веру. Мы ели и пили в течение 11 месяцев. В Рамадан следует урезать это до минимума. У нас есть нехорошая привычка есть до полного желудка в ифтар, наверстывая упущенное, и в сухур, готовясь к новому дню, — таким образом, увеличивая средний уровень потребления. В другое время мы даже не едим многих из этих вещей. Такая привычка приема пищи полостью противоречит духу Рамадана и истинному духу поста.
Имам Газали задает тот же вопрос: «Если целью поста является одоление плотских страстей, то как можно этого достигнуть чрезмерным приемом пищи в ифтар, разрушивая тем самым цель поста?»
В действительности, мы в этом случае лишь изменили время приема пищи и по-настоящему не постились. И даже более того: кушая так много различных деликатесов, мы потребляем даже больше, чем в обычные дни. В результате, вместо уменьшения плотских страстей, они значительно увеличиваются. Реальная польза от поста приходит как результат настоящего голода в истинном его духе. Наш Пророк сказал: «Шайтан течет по телу человека подобно крови; так закройте ему дорогу, оставаясь голодным».
Помимо голода пост предоставляет нам удобный случай для высокой оценки бедных и нуждающихся людей, таким образом вызывая в нас сострадание к ним. Это также достигается посредством голода, а не наполнения желудка деликатесами в сухур, чтобы не быть голодным вплоть до ифтара. Однажды к Бишр Хаафи пришел человек. Он обнаружил праведника дрожащим от холода несмотря на то, что у того имелась теплая одежда. Человек спросил: «Пришло время снять одежду?» Бишр ответил: «Есть большое количество бедных и нуждающихся людей, я не в состоянии сочувствовать им. Наибольшее, что я могу сделать, - это быть как они». Суфии и факихи призывают к такому же отношению во время поста. В «Маракиуль Фалях» говорится: «Не ешьте сверх меры в сухур, так как это причина утери цели поста».
Алляма Тахтави пишет: «Когда человек по-настоящему чувствует голод, награда за пост несомненно возрастает. Аналогично увеличивается сочувствие по отношению к бедным и голодным людям». Наш Пророк сказал: «Худшим из сосудов, которые приходится наполнять человеку, является желудок». Для человека лучше наполнить желудок на треть едой, на треть — питьем, а другую третью часть желудка оставить пустой. Посланник Аллаха сам постился в течение нескольких дней напролет без приема пищи во время этого. Я видел моего устаза маулану Халиля Ахмада кушающим чуть больше тонкого (испеченного вручную) хлеба (роти) во время ифтара и сухура в течение всего Рамадана. Когда кто-то из его близких настаивал, чтобы он съел больше, он отвечал: «Я не голоден. Если честно, я лишь сел поесть из-за моих друзей».
О маулане Шахе Абдуррахиме Райпури я слышал, что в Рамадан он днями напролет постился, принимая в ифтар и сухур лишь несколько чашек чая без молока и больше ничего кроме этого. Однажды его самый близкий последователь (и халиф) маулана Шах Абдулькадыр заметил с тревогой: «Хазрат, вы ослабнете, если не будете ничего кушать». На это маулана Шах Райпури ответил: «Хвала Аллаху, я испытываю что-то от наслаждения от Джанната». (Да даст нам Аллах способность следовать за этими праведниками. Аминь.)
6) После поста человек должен испытывать страх и тревогу по поводу того, принят ли пост Аллахом или нет. Так должно быть со всеми видами ибадата. Человек никогда не знает, упустил ли он что-то важное, не заметив этого. Следует страшиться, что Аллах может отвергнуть дела человека.
The Majlis - Jamadis (Шаабан 1396)