Имам Ибн Хумам, известный специалист по ханафитскому праву, писал:
Фитр-милостыня обязательна для каждого свободного мусульманина. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:285) Доказательство Все теологи основывают свое мнение на следующих хадисах: 1) Как сообщал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал каждого мусульманина – будь он рабом или свободным, мужчиной или женщиной, молодым или старым, – выплачивать 1 саа фиников или ячменя. Он велел производить выплату до совершения выхода на праздничную молитву. (Бухари. Сахих. – 1:409)
2) По словам Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал фитр-милостыню обязательной. Она очищает постящегося от недостойных поступков и речей и является источником пропитания для бедных. При выплате фитр до праздничной молитвы, уплаченное считается принятой милостыней. Если же выплата производится после молитвы, это лишь обычная милостыня. (Абу Дауд. Сунан. – Стр. 263)
Есть немало иных повествований, говорящих о том же.
Условия, делающие выплату фитр обязательной: 1) Ислам: согласно всем четырем мазхабам, фитр выплачивают только мусульмане. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:286)
2) Свобода (не быть в рабстве): все теологи соглашаются с тем, что раб не обязан выплачивать фитр. (Там же)
3) Наличие нисаба (определенного достатка) для фитр.
Правило основано на хадисе:
Милостыня обязательна лишь для обеспеченных. (Ахмад. Муснад. – 10:7)
Если человек обладает нисабом, он обязан выплачивать фитр, если нет, то нет. Установление нисаба свойственно лишь для ханафитского мазхаба. В маликитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах выплачивать фитр обязаны те, у кого есть излишки на ночь и праздничный день для самого себя и иждивенцев. (Мавахиб-уль-Джалиль. – 3:257; Мугни аль-Мухтадж. – 1:594; Аль-Мугни. – 4:301)
Установление нисаба основано на том факте, что фитр-милостыню часто называют «фитр-закятом». Например, именно так она названа в сообщении Ибн Умара в «Сахих» Бухари, повествовании Абу Сагида Худри в «Сахих» Муслима. Соответственно, полагают, что для фитр тоже имеется свой нисаб.
В ханафитском мазхабе имеется три нисаба, каждый из которых приводит к разным правилам: 1) Нисаб, делающий обязательным закят: иметь в собственности средства стоимостью 612,36 г серебра. Здесь важно, чтобы эти средства имели потенциал для увеличения. Например, потенциалом для увеличения обладают животные (верблюды, коровы, овцы), поскольку воспроизводятся и потому способны на увеличение своей численности. Есть также активы, которые имеют потенциал для роста, хоть и не растут, как животные, сами по себе. То есть с помощью данных активов возможно получение прибыли. Соответственно, сюда относят золото, серебро, деньги.
2) Обладание любым имуществом за пределами своих потребностей в размере 612,36 г серебра. Такой нисаб приводит к следующему:
– фитр-милостыня становится обязательной;
– нельзя быть получателем закята;
– обязательным становится жертвоприношение;
– человек обязан материально обеспечивать свою семью.
Для этого вида нисаба необязательно, чтобы имущество имело возможность воспроизводства или было товаром для продажи. Необязательно также, чтобы человек обладал им в течение целого лунного года (в отличие от первого вида нисаба). Если человек обладает вторым видом нисаба, он еще не обязан уплачивать закят, но зато должен выплатить фитр.
3)Обладание пропитанием на один день. Некоторые говорят, что речь здесь идет о 153,09 г серебра. Наличие такого достатка приводит к следующему:
– нельзя попрошайничать;
– можно получать закят.
Обладатели третьего вида нисаба (наименьшего из трех) не обязаны уплачивать фитр, на них нет обязанности жертвоприношения в дни хаджа. (Ашраф-уль-хидая. – 3:161)
Иными словами, согласно ханафитскому мазхабу, фитр-милостыня обязательна для тех, кто имеет активы любого рода, превышающие базовые потребности, как минимум, на 612,36 г серебра.
Кто должен платить Согласно всем четырем мазхабам, при выполнении приведенных выше условий фитр платят за самого себя и своих малолетних иждивенцев.
Имам Хаскафи писал, что при выполнении указанных условий мусульманин должен заплатить фитр за себя и своих малолетних детей, не обладающих нисабом. То же правило применимо к людям, страдающим от слабоумия. (Дурр-уль-Мухтар. – Стр. 140)
Если дети не достигли половозрелости, но при этом обладают нисабом, их опекун имеет право выплатить фитр из их имущества. (Фатава Хиндия. – 1:211)
Муж не обязан выплачивать фитр за жену и взрослых детей. Причина в том, что фитр человек обязан выплачивать лишь за тех, кто находится под его полной опекой и материальным обеспечением. В случае малолетних детей оба условия выполняются, поэтому фитр за них выплачивать обязательно. В случае же жены эти условия не выполняются: у мужа имеется лишь ограниченная опека в рамках брачных прав, и он обязан обеспечивать жену лишь в отношении ее обычных трат, одежды, еды и жилья. Полной опеки нет и в случае половозрелых детей. Они считаются взрослыми. К тому же отец не обязан их обеспечивать. Поэтому ни за половозрелых детей, ни за жену мужчина фитр выплачивать не обязан. Но при этом у него есть такое право: если хочет, он может это сделать. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:289–290)
Женщина, обладающая нисабом, обязана выплатить фитр за себя, замужем она или нет. (Имдад-уль-фатава. – 2:110)
Половозрелые дети, обладающие нисабом, также обязаны выплатить за себя фитр.
Стоит отметить, что мужчина не обязан выплачивать фитр за родителей, малолетних братьев–сестер и своих родственников. Но если он выплатит фитр за них, это разрешается. (Аль-фикх-уль-ислами ва адиллятуху. – 2:903)
Подводя итог, можно сказать, что все мужчины и женщины обязаны выплачивать фитр при выполнении указанных ранее условий.
Что отдавать Ислам – образ жизни, который можно практиковать в любую эпоху и в любом месте. Многие предписания основаны на простых принципах: календарь – на новолуниях, молитва – на положении солнца в небе, пост – на рассвете и закате, наказание прелюбодея – на побивании камнями. Оценка материальной благотворительности зачастую тоже основана на стоимости простых и доступных товаров – зерновых.
Абу Сагид Худри (да будет доволен им Аллах) говорил:
Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы раздавали фитр-закят за каждого малолетнего и взрослого, свободного и порабощенного в размере 1 саа пищи, сыра, ячменя, фиников или изюма. (Муслим. Сахих. – 2:106)
Как рассказывал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел раздавать 1 саа фиников или ячменя. Ибн Умар говорил, что впоследствии сподвижники отдавали половину саа пшеницы вместо фиников и ячменя. (Бухари. Сахих. – 1:411)
Шейх Башар Бакри Арраби в предисловии к ханафитской книге «Любаб» писал, что 1 саа соответствует 3,2 кг. На это указывают и иные книги и комментарии. А половина саа – это 1,632 кг. (Любаб фиш-шарх-иль-китаб. – Стр. 169)
Основываясь на приведенных хадисах, имам Касани писал, что выплату нужно производить по одному из следующих вариантов:
– 1 саа ячменя,
– 1 саа фиников,
– половина саа пшеницы,
– 1 саа изюма. (Бадаи-ус-санаи. – 2:540)
Имам Ибн Хумам писал, что все, кроме пшеницы, раздается в размере 1 саа, а пшеница – в размере половины саа. Он говорил, что этой точки зрения придерживались Муавия, Таус, Сагиб ибн Мусаиб, Ибн Зубейр, Сагид ибн Джубейр и др. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:228)
Указанные продукты можно отдавать как таковые, или же можно раздать их стоимость в денежном эквиваленте. Впрочем, согласно имаму Мухаммаду Шейбани, равняться нужно только на стоимость пшеницы, а не ячменя и фиников. (Радд-уль-Мухтар. – 3:322)
Теологи указывают, что смысл фитр – в обогащении бедных и удовлетворения их нужды. Это можно легко осуществить деньгами и другими товарами. Поэтому можно раздавать любые товары, имеющие ценность не менее 1,6 кг пшеницы. (Аль-фикх-уль-ислами ва адиллятуху. – 2:909–910 ; Бадаи-ус-санаи. – 2:543)
Иными словами, можно отдать либо указанные продукты в указанном количестве, либо иную ценность (деньги) стоимостью не менее 1,6 кг пшеницы.
При расчете стоимости пшеницы нужно опираться на цены местности, в которой проживают эти люди.
Ибн Нуджейм Мисри говорил:
Товары оцениваются в том городе, где они находятся. (Аль-Бахр-ур-раик. – 2:400)
Когда отдавать фитр Обязательной уплата фитр становится на рассвете праздничного дня (1-го шавваля). (Бадаи-ус-санаи. – 2:544)
При этом рекомендуется уплатить фитр до посещения места проведения праздничного намаза. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:305)
Дозволенной является уплата и до праздничного дня. Ибн Умар говорил:
Люди раздавали фитр за день-два до праздника. (Бухари. Сахих. – 1:411)
В нынешние времена лучше уплачивать фитр заранее, за много дней до конечного срока. Сама идея фитр в том, чтобы принести беднякам пользу в праздничный день. Уплата фитр в мечети (молельне) непосредственно до праздничного намаза, как это сейчас принято на Западе, нивелирует цель фитр. Поэтому в идеале стоит отдавать фитр заранее, чтобы милостыня успела в срок дойти до адресатов. (Китаб-уль-фатава. – 3:362)
Если кто-то не заплатил фитр до праздничного намаза, он может совершить оплату и после него, однако такая задержка порицается. (Нур-уль-идах. – Стр. 162)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
Если платите фитр до намаза, эта милостыня считается принятой, если после – обычной. (Абу Дауд. Сунан. – Стр. 263) Среди теологов есть разные мнения по поводу того, насколько заранее можно платить фитр. Предпочтительным мнением является то, что уплата разрешена даже до рамадана. Впрочем, лучше всего производить оплату во время рамадана, как о том говорят все теологи. (Китаб-уль-фатава. – 3:363)
Кто получает фитр Теологи единогласно считают, что фитр получают те же категории лиц, что и в случае закята. Основой данного правила служит следующий аят:
Пожертвования – лишь для бедных, нищих и сборщиков, а также для завоевания сердец исламом, освобождения рабов, должников, для расходов на пути Аллаха и путников. Таково предписание Аллаха. А Аллах – Знающий, Мудрый. (Коран, 9:60)
В аяте перечисляются восемь категорий лиц:
1) Бедняки – люди, у которых нет излишка над собственными нуждами в размере 612,36 г серебра.
2) Нищие – те, у кого, согласно мнению некоторых теологов, положение еще хуже, чем у бедняков. Отличие от первой категории носит технический характер, у обеих категорий нет излишка в любой форме в размере нисаба над собственными нуждами.
3) Сборщики закята – те, кого исламское правительство назначило ответственными за сбор закята. В нынешние время эта категория не применяется.
4) Те, чьи сердца завоевываются, – способ выплаты закята в первые годы ислама. Закят тогда могли давать:
– тем неверующим, которые, как думали, после получения пожертвования примут ислам;
– руководителям неверующих для спасения верующих от их зла;
– только что принявшим ислам для поднятия их духа.
Ханафитские теологи полагают, что 4-я категория лиц более не применима. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:265)
5) Освобождение рабов – для выкупа рабов с целью их освобождения. В нынешние времена не применяется.
6) Должники – человек, который, несмотря на наличие у него определенных активов, находится по уши в долгах, превышающих стоимость его активов.
7) Находящиеся на пути Аллаха. Согласно большинству теологов, здесь подразумеваются лишь те, кто участвует в джихаде (священной войне).
8) Путники – те люди, которые в дороге попали в отчаянное положение и не имеют доступа к личным средствам. В настоящее время денежные переводы по всему миру проводятся в считанные минуты. Те, кто может их получить, не имеют права на закят и фитр.
Таким образом, в настоящий момент закят и фитр могут получать только бедные, нищие, должники, участники джихада и путники.
Муфтий Фараз ибн Адам