Исламские учёные условно разделили пост мусульман на три категории:
1) отказ от еды, питья и половых отношений;
2) отстранение от всего запретного и нежелательного;
3) пост каждой мыслью, сопровождающийся непрерывным осознанием того, что Всевышний Аллах за нами наблюдает.
Первый пункт собрал почти всех нас. Второй – лишь единицы.
Каждое умышленное действие содержит две составляющие: форму и цель. Причём форма всегда строго подчинена выбранной цели. Для примера рассмотрим актуальный для сегодняшнего дня процесс принятия пищи. Целью здесь, безусловно, является утоление голода. Формой – жевание и глотание. Рамадан становится для многих неэффективным и пустым. Мы забыли про цель и довольствуемся сухой формой. Наш пост зачастую подобен человеку, для утоления голода глотающему уголь. Он соблюдает форму, но его глупость и беспечность по отношению к цели не приводят к желаемому результату. Пророк, мир ему, сказал: «Как много тех, кому их пост не приносит ничего, кроме голода». А также:
«От того, кто не воздерживается от лжи и присутствия там, где лгут, Всевышний не требует воздержания от еды и питья».
Эти хадисы в той или иной степени актуальны для многих из нас. Мы неправильно понимаем истинный смысл актов поклонения, считая их самоцелью. Как иначе можно связать фанатичную щепетильность в соблюдении малейших деталей и правил поста и ту раздражительность, грубость, ложь и безразличие к окружающим, что от нас порой исходят?
Обратите внимание на Слова Всевышнего Аллаха:
«…быть может, вы станете богобоязненными».
Нам не даётся гарантий. Лишь тот, кто проникся сутью поста и стремится осуществить его цель, получает результат. Не даёт никаких гарантий и пророк, мир ему, сравнивший пост многих из нас с обычным голоданием. А голод и жажда не есть поклонение – это лишь его форма. Пост – это воздержание исключительно из чувств любви и богобоязненности к Всевышнему Аллаху. Наличие этих чувств никогда не позволит того поведения, которое мы наблюдаем среди большинства постящихся. Подобный пост лишь создаёт неудобства нашему желудку.
Заключение Как-то спросили величайшего табиина, учёного-мухаддиса золотых веков ислама Абдуллу ибн аль-Мубарака: «Кто был более достойным: Муавия ибн Абу Суфьян или Умар ибн АбдульАзиз?» На что он ответил: «Умар не стоит даже пыли, которой дышал Муавия, участвуя в битвах рядом с посланником Аллаха!»
Мы знаем, кем был Умар. Человеком, который за свои заслуги был прозван пятым праведным халифом. Человеком, воплотившим в жизнь многие заветы пророка, мир ему, поднявшим халифат до небывалых высот. Человеком, который, будучи правителем самого мощного государства в мире, настолько боялся взять из казны лишний дирхам (копейку), что, мучимый голодом, не находил у себя дома ничего из еды. Человеком, который, умирая, советовал своему убийце, как лучше скрыться от тех, кто его за это накажет. Не стоил даже пыли… А кто мы?
Со времён пророка (мир ему) прошло четырнадцать столетий. Много судеб повидала земля. Много тех, кто был достойнее всех нас, вместе взятых. Но сегодня их нет. И знаете, о чём они все мечтают? О том Рамадане, в котором мы сегодня проснулись.
«Если бы мусульмане знали обо всём благе этого месяца, они пожелали бы, чтобы он длился весь год», – говорил пророк, мир ему. Мы не знаем обо всём его благе. Мы не можем вникнуть даже в то, что знаем.
Этот месяц закончится – и начнутся другие. Мы беспечны сегодня и будем ещё более беспечны потом. Всевышний Аллах подарил нам Рамадан, увеличив награду за дела в семьсот и более раз (!!!), чтобы мы стряхнули с себя пыль, накопленную за год. Но нам нет до этого дела. К следующему Рамадану слой будет уже двойным. Если мы доживём. А если нет, то не будет у нас больше Рамадана. Останется только пыль. С ней мы и встретим Аллаха. И это будет не та встреча, о которой мы мечтали. Жаль, что лишь мечтали.