Рамадан в Мире [25]
Заметки Рамадана [92]
Учебник Рамадана [195]

Рамадан-радио

Рамадан-цитатник
«Клянусь Тем, Кто имеет полную власть надо мной! Поистине, запах изо рта постящегося лучше пред Всевышним, чем запах миска. (св. х. аль-Бухари, Муслима и др.).
«Пост — это защита [от совершения грехов в жизни бренной и огня Ада — в вечной]. Если кто-то из вас постится, то пусть не бранится, не кричит. А если его оскорбят или ударят, скажет: «Воистину, я соблюдаю пост» (св. х. аль-Бухари, Муслима и др.).


А вы знаете что значит


добавить виджет на Яндекс
Читайте нас на главной странице Яндекса

Читать в Яндекс.Ленте
Add to Google

О сокровенных смыслах поста и его внутренних условиях

Источник: islam.ru
О Рамадане / Статьи о Рамадане / Учебник Рамадана / О сокровенных смыслах поста и его внутренних условиях
О сокровенных смыслах поста и его внутренних условиях. Учебник Рамадана
Читайте также:
Степени поста

Знай, что у поста – три степени: пост простых верующих (савм аль-‘умум), пост избранных (савм аль-хусус) и пост особо избранных (савм хусус аль-хусус).

Что касается поста простых верующих, то это удержание живота и половых органов от удовлетворения плотскими страстями, как это было разъяснено выше. Что касается поста избранных, то это, помимо названного, удержание глаз, ушей, языка, рук, ног и других органов от совершения греха. Что касается поста особо избранных – это ограждение сердца от низменных забот и мыслей о мирском и полное его удержание от всего, что не касается Аллаха.

Подобный пост нарушается при мысли о чем-то другом, кроме Аллаха и Судного дня, и при мысли о мирском, за исключением мысли о том из земного мира, что используется для религии, так как оно – из припаса (на пути к блаженству) того света, а не из мирского. Обладатели освещённых божественным светом сердец даже сказали: «Если кого-то днём обеспокоит мысль о приобретении чего-нибудь для разговенья, то это будет записано ему как прегрешение, ибо это – из маловерия в милость Аллаха и недостатка уверенности в обещанном ему пропитании». Это – степень пророков, сиддикун и приближённых к Богу, и тебе не следует много говорить о ней, но следует осуществить на деле, ибо это – обращение всех своих устремлений к Аллаху, отвращение от всего, что помимо Него, и действие в соответствии со смыслом слов Всевышнего:

الأنعام: 19

«Скажи: “Аллах!” Потом оставь их забавляться в их ложных разговорах» (Коран, 6:91).

Условия поста праведников

Что касается поста избранных, а это пост праведных, то он состоит в удержании телесных органов от прегрешений. А совершенство его достигается совершением шести действий:

Первое. Отведение взора и удержание его от обращения на всё, что порицаемо и осуждаемо, и на всё то, что занимает сердце и отвлекает от поминания Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

((النَظْرَةُ سَهْمٌ مَسْمُومٌ مِنْ سِهامِ إبْليسَ لَعَنَهُ اللهُ فَمَنْ تَرَكَها خَوْفًا مِنَ اللهِ آتاهُ اللهُ عَزّ و جَلّ إيمانًا يَجِدُ حَلاوَتَهُ فى قَلْبِهِ))

«Взгляд – одна из отравленных стрел Иблиса, будь он проклят Аллахом, и тому, кто отведёт его от запретного из страха перед Аллахом, дарует Он веру, сладость которой он обретёт в своём сердце».

Джабир со слов Анаса ибн Малика рассказал о том, что что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

((خَمْسٌ يُفْطِرْنَ الصائِمَ : الكذْبُ و الغيبَةُ و النمِيمَةُ و اليمينُ الكاذِبَةُ و النَظْرُ بِشَهْوَةٍ))

«Пять действий нарушают пост: ложь, злословие, сплетни, ложная клятва и сладострастный взгляд».

Второе. Сдерживание своего языка от болтовни, лжи, злословия, сплетен, сквернословия, грубости, ссоры и споров, предпочитая молчание, поминание Аллаха и чтение Корана. Таков пост языка. Суфйан ас-Саври сказал: «Злословие нарушает пост». Это его изречение привёл Бишр ибн аль-Харис . А Лайс передал слова Муджахида: «Два действия нарушают пост: злословие и ложь». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

((إنّما الصَوْمُ جُنَةٌ فَإذا كان أحَدُكُمْ صائِمًا فَلا يَرْفُثْ و لا يَجْهَلْ و إن امْرُؤٌ قاتَلَهُ أوْ شاتَمَهُ فَلْيَقُلْ إنّى صائِمٌ إنّى صائِمٌ))

«Поистине, пост – щит, и когда один из вас постится, то пусть не сквернословит и не грубит. А если кто будет бранить его или подвергать нападкам, то пусть скажет: «Я – постящийся! Я – постящийся!»

В хадисе сообщается, что две женщины во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение) соблюдали пост, и к концу дня голод и жажда до того изнурили их, что они оказались на грани смерти. И тогда послали они человека к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) за разрешением прервать пост. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправил им чашу и велел посланцу:

((قُلْ لَهُما قِئَا فيهِ ما أكَلْتُما))

«Скажи им: ‘‘Исторгните в неё съеденное вами’’».

И исторгла одна чистую кровь со свежими кусками мяса, наполнив до половины чашу, и другая так же, и наполнили они сосуд. И удивились тому люди, а Пророк (мир ему и благословение) сказал:

((هاتانِ صامَتا عَمّا أحَلّ اللهُ لَهُما و أفْطَرَتا على ما حَرّمَ اللهُ تعالى عَلَيْهِما قَعَدَتْ إحْداهُما إلى الأخْرَى فَجَعَلَتا يَغْتابانِ الناسَ, فَهذا ما أكَلَتا مِنْ لُحُومِهِمْ))

«Эти две соблюдали пост, воздержавшись от дозволенного Аллахом, и нарушили его, совершив запретное, – они сходились и хулили людей, и это исторгнутое есть плоть этих людей, что ели они».

Третье. Ограждение слуха от всего порицаемого, ибо всё, что запрещено говорить, – запрещено и слушать. Поэтому Аллах приравнял слушающего ложь к тому, кто употребляет в пищу запретное. Всевышний Аллах говорит:

المائدة24

«Они помногу прислушиваются ко лжи и пожирают запретное» (Коран, 5:42).

Всевышний также говорит:

المائدة: 36

«Если бы их познавшие Бога и их учёные мужи удержали их от греховных речей и пожирания ими запретного…» (Коран, 5:63), ибо молчание при злословии – грех. Всевышний говорит:

النساء: 041

«Ведь тогда вы подобны им» (Коран, 4:140).

И потому Пророк (мир ему и благословение) сказал:

((المُغْتابُ و المُسْتَمِعُ شَريكَتانِ فى الإثْم))ِ

«Злословящий и слушающий – соучастники в грехе».

Четвертое. Обережение остальных частей тела от грехов: ног и рук от порицаемого и чрева от сомнительного при разговении. Нет смысла в соблюдении поста, а это есть воздержание от разрешённого (халала), если затем разговляешься запретным (харамом). Такой постящийся подобен тому, кто строит дворец и разрушает город. Разрешённая пища (халал) вредит не сама по себе, а своим обилием. А пост – для уменьшения употребления пищи. Избегающий обилия лекарств, опасаясь их вреда, глуп, если перейдёт к употреблению отравы. Запретное (харам) – яд, губящий веру, а разрешённое (халал) – лекарство, полезное в малом количестве и приносящее вред избытком, и цель поста – уменьшение его. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

((كَمْ مِنْ صائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ صَوْمِهِ إلا الجُوعُ و العَطْشُ))

«Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда».

Одни сказали, что это те, кто разговляется запретным (харамом), другие сказали, что это те, кто воздерживается от разрешённой (халал) пищи и разговляется плотью людей, злословя о них, а это запретно, а некоторые сказали, что это те, кто не оберегает свои телесные органы от греха.

Пятое. Не проявлять чрезмерность в потреблении разрешённой (халал) пищи при разговении, набивая ею чрево, ибо для Аллаха нет сосуда ненавистнее, чем чрево, переполненное разрешённым (халалом). И как извлечётся из поста польза, одоление врага Аллаха и обуздание страстей, если постящийся при разговении восполнит то, что упустил днём?! А иногда он превышает это в различных яствах. Даже установился обычай откладывать всю пищу на месяц Рамадан и есть в нём столько, сколько не едят за несколько месяцев. Ведь известно, что цель поста – воздержание от пищи и подавление страстей, дабы укрепить душу в богобоязненности. А если удерживать желудок от пищи с утра до ночи, пока разгорятся его страсти и усилятся его желания, а потом дать ему отведать изысканных яств и насытить его, то увеличится его тяга к наслаждениям, умножится его сила и возрастут вожделения, которые, может быть, спали бы, если бы его оставили в привычном его состоянии до поста. Дух же и скрытый смысл поста – ослабление сил вожделений, которые есть орудия шайтана в подбивании к злу. Ослабления не добиться иначе, как уменьшением, а это – употребление пищи, что обычно верующий употреблял каждый вечер, когда не соблюдал пост. А когда он прибавляет то, что он ест в обычные дни, к тому, что он ест в вечернее время, он не извлечёт из своего поста пользы. Напротив, согласно этике поведения во время поста не принято спать подолгу днём, дабы почувствовать голод и жажду и ощутить слабость. И тогда очищается сердце, с каждой ночью слабеют страсти, так что даже становится легче совершение добровольных ночных молитв (салят ат-тахаджжуд). И тогда, может быть, шайтан перестанет кружить вокруг сердца, и оно обратится к «сокрытому Царству небес» (Малакут). Лайлаталь-кадр (Ночь Предопределения) и есть выражение для обозначения ночи, в которой открываются сокровенные знания Царства Малакут, и это подразумевается словами Всевышнего:

القدر: ١

«Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (Коран, 97:1).

А тот, у кого желудок набит едой, заслонён завесой от созерцания Царства Малакут. А кто опустошит свое чрево, то этого ему недостаточно для снятия этой завесы, пока его устремленность не будет избавлена от всего, что помимо Аллаха. Это и есть самое главное. А начало всему этому – уменьшение пищи. Об этом будет сказано подробнее в «Книге о правилах употребления пищи», если на то будет воля Аллаха.

Шестое. Сердце верующего после разговенья должно быть обращено к Аллаху и трепетать, пребывая между страхом и надеждой, ибо не знает он, будет ли принят его пост – ведь тогда он будет из числа приближенных к Аллаху, или будет возвращён ему – и тогда он будет из числа попавших под гнев Его. И пусть он будет таким по завершении каждого поклонения. Рассказывают, что однажды аль-Хасан аль-Басри проходил мимо смеющихся людей и сказал им: «Аллах сделал месяц Рамадан ристалищем для людей, на котором они состязаются в поклонении Ему, и одни пришли первыми и преуспели, а другие отстали – и потерпели неудачу. И самое удивительное – смех предавшихся забавам людей в день, когда преуспели пришедшие первыми и потерпели неудачу отставшие. Но клянусь Аллахом, если бы раскрылась завеса, то творящий благое остался бы занят своими благими деяниями, а творящий плохие поступки – своими плохими поступками, то есть радость принятого Богом человека заняла бы его, не оставив места забавам, а печаль отвергнутого закрыла бы пред ним врата смеха». Говорят, что аль-Ахнафу ибн Кайсу сказали: «Ты – старец, и соблюдение поста делает тебя слабым». Он ответил: «Я заготовляю его, как припас для долгого странствия, и мне легче переносить тяготы в поклонении Аллаху, чем Его наказание». Таковы сокровенные смыслы поста.

А если ты спросишь: «Учёные-правоведы (факихи) сказали, что если кто-то ограничится удержанием чрева и плоти от страстей и пренебрежёт этими сокровенными смыслами поста, то пост его действителен, – что же это значит?», то знай, что правоведы обычного религиозного знания подкрепляют внешние условия поста доводами более слабыми, чем те доводы, что приведены нами касательно сокровенных условий поста, в особенности о злословии и подобном этому, но у знатоков обычного религиозного знания нет права возлагать иные обязанности, кроме тех, что под силу нести всем небрежным к тому свету, приверженным мирскому. Что касается благочестивых учёных, помышляющих о том свете, то они под действительностью поста имеют в виду его принятие Богом, а под принятием – достижение цели. Под целью поста они понимают украшение себя качествами из качеств Аллаха, а именно – качеством самадийа, и следование ангелам в воздержании от страстей по мере возможности, ибо они лишены страстей. Человек по своей степени выше животного из-за своей способности светом разума подавлять страсти, и ниже ангелов, потому что страсти владеют им, и борьба с ними возложена на него как испытание. И всякий раз, когда он поддаётся страстям, он падает до самого низкого уровня и опускается до степени животных, а когда он подавляет страсти, он возвышается на самую высокую степень и достигает степени ангелов. Ангелы приближены к Аллаху, и так же приближен к Нему и тот, кто следует им и уподобляется им. Действительно, уподобившийся близкому близок и сам, а близость та не по месту, а по свойствам.

И раз таков сокровенный смысл поста в понимании обладателей освещённых божественным светом сердец, то какова польза в откладывании приема пищи и в употреблении ночью обеда и ужина вместе, наряду с увлечением другими страстями в течение всего дня? Если подобный пост имеет пользу, то в чем же смысл слов Пророка (мир ему и благословение): «Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда!» Потому сказал Абу ад-Дарда’и: «Как прекрасен сон мудрых и их трапеза, коей разговляются они! И как же не порицать пост и бдение глупцов, тогда как поступок весом с пылинку обладателей достоверного знания и богобоязненности весомее и превосходнее, чем поклонения весом с горы прельщённых дьяволом людей». Поэтому один ученый сказал: «Сколько же постящихся внешне не соблюдают его по сути, и сколько не соблюдающих пост внешне соблюдают его по сути!» Не соблюдающий пост внешне и соблюдающий его по сути – это тот, кто удерживает свое тело от грехов и употребляет пищу и воду, а соблюдающий пост внешне и не соблюдающий его по сути – это тот, кто голодает, подвергает себя жажде и дает телу волю в совершении грехов.

Пост – это аманат

Кто понимает суть поста и его сокровенный смысл, тот знает, что человек, который воздерживается от еды и совокупления, то есть соблюдает пост, и нарушает его совершением грехов, подобен тому, кто, приступив к омовению, трижды протёр положенные части тела и внешне согласовал действие с предписанным количеством, но пренебрёг самым важным, а это – промывание их, и молитва его будет отвергнута из-за его незнания сути омовения. А кто не соблюдает пост, употребив пищу, и соблюдает его, удержав своё тело от порицаемых поступков, подобен человеку, который промыл по одному разу части тела, и молитва (салят) его, если на то будет воля Аллах, будет принята в силу выполнения им основных устоев омовения, хотя и пренебрёг он желательным количеством промывания. А кто совмещает и то и другое, то есть воздерживается от еды и совокупления и не совершает греховного, подобен тому, кто трижды промывает каждую часть тела и соединяет выполнение основных устоев омовения с выполнением его в желательном количестве, а это – совершенство в выполнении этого предписания. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

((إنّ الصَوْمَ أمانَةٌ فَلَيَحْفَظْ أحَدُكُمْ أمانَتَهُ))

«Пост – это аманат, и пусть каждый из вас бережёт свой аманат».

Пророк (мир ему и благословение), прочтя слова Всевышнего:

النساء: 85

«Аллах поистине повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его» (Коран, 4:58),
возложил руки на глаза и уши и сказал:


((السَمْعُ أمانَةٌ و البَصَرُ أمانَةٌ))

«Слух – аманат, и зрение – аманат».

И не будь они аманатом поста, не велел бы Пророк (мир ему и благословение): «Пусть скажет: “Я – постящийся”». То есть язык мой дан мне как аманат, чтобы я его берёг, и как же я дам ему волю, отвечая бранью?!

Итак, выяснилось для тебя, что в каждом поклонении Богу есть явные и тайные стороны, внешняя оболочка и ядро, а у его оболочки – степени, а у каждой степени – разряды, и теперь тебе решать, довольствоваться одной оболочкой без ядра или примкнуть к обладателям освещённых божественным светом сердец.

Ибрагим Уллугаев


Оценить

Вернуться в Учебник Рамадана

Узнайте подробнее о: правила поста




Мусульмане в Рамадане (намаз)10:12

Читайте также:
  
Сайт создан при поддержке
Фонда развития исламского Интернета
Создание сайта — студия Ариф.Ру