Сообщается, что Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) сделал себе (в мечети) комнату[1] из плетёнки или циновки[2]. Посланник Аллаха выходил, чтобы помолиться в ней. Люди последовали за ним, и стали присоединяться к его молитве. В одну из ночей люди пришли (для совершения этой молитвы), но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) задержался и не выходил к ним, тогда (некоторые люди) начали шуметь и постучали в дверь[3].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел к ним рассерженным и сказал: «Вы не переставали делать свое дело (Прим. ред.: молитву за Пророком), пока я не стал думать, что она может быть вменена вам в обязанность. Вам следует совершать ваши молитвы в своих домах, воистину, самая лучшая молитва, совершаемая человеком, та, что совершается в своем доме, за исключением обязательных молитв»[4] (Аль-Бухари и Муслим).
В одном из риваятов сообщается, что он сказал: «Я побоялся, что она будет вменена вам в обязанность, а если она будет вменена вам в обязанность – вы не сможете её выстаивать (как положено)»[5].
Из этих хадисов мы узнаём о следующем: 1.Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был очень аскетичным и нетребовательным в делах, касающихся этого мира. Он использовал в быту самые простые вещи, такие как циновка, плетенная из пальмовых листьев.
2.Пророк (мир ему и благословение Аллаха) много поклонялся своему Господу (Велик Он и Славен), несмотря на то, что ему были прощены все грехи, как прошлые, так и будущие.
3.Хадис говорит нам о сильном стремлении сподвижников совершать благие дела и подражать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) во всех его делах.
4.Выстаивание ночной молитвы является благим делом в любое время года, особенно, в месяц Рамадан.
5.Этот хадис является доказательством того, что в мечети разрешается совершать необязательные молитвы (нафиль)[6].
6.Молитва-таравих является Сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) во время месяца Рамазан. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал этот намаз, но потом перестал совершать его коллективно, опасаясь, что он будет вменён в обязанность мусульманам. Затем Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) восстановил эту благословенную Сунну[7].
7.Если руководитель или правитель, сделал нечто противоречащее тому, к чему привыкли его последователи, то ему следует разъяснить свой поступок людям, как это сделал Пророк (мир ему и благословение Аллаха)[8].
8.Хадис говорит о дальновидности Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сострадании и милосердии по отношению к своей общине. Он всегда стремился к облегчению для мусульман, да воздаст ему Аллах за всех нас великой наградой. Правители мусульман, ученые и все те, за кем следуют люди, должны подражать в этом нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и изо всех сил стараться облегчить жизнь своим подданным и последователям[9].
9.Разрешается оставить некоторые благие дела, чтобы избежать вреда, или совершить наиболее важное действие из двух благих[10].
10.Если необязательные молитвы (нафиль) совершаются коллективно, то азан и икаму говорить не надо, как, например, во время молитвы-таравих[11].
11.Рекомендуемые молитвы (нафиль) лучше совершать дома, а не в мечетях, кроме тех намазов, которые по Сунне совершаются коллективно, например, молитва-истиска (испрашивание дождя) и таравих. Эти намазы лучше совершать в мечети со всеми мусульманами[12].
Сообщается, что Абдуррахаман ибн Абдулькари (да окажет ему Аллах свою милость) сказал: «В одну из ночей Рамазана, вместе с Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), я направился в мечеть. В то время люди (читали намаз) по отдельности, кто-то молился один, а кто-то молился вместе с группой людей. Тогда Умар сказал: «Я думаю, что если я соберу этих людей (чтобы они молились) за одним чтецом, то это будет лучше». Затем он твёрдо решил так поступить и объединил людей, поставив имамом Убайя ибн Кяаба. Следующей ночью я опять отправился с ним в мечеть, и все люди молились за одним чтецом, тогда Умар сказал: «Это замечательное новшество! А те, кто спят во время (этой молитвы) лучше, чем те, кто выстаивают её», он хотел сказать, что читать таравих в конце ночи лучше, в то время как люди читали эту молитву в начале»[13].
В риваяте имама Малика сообщается: «Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) приказал Убайю ибн Кяабу и Тамиму ад-Дари проводить молитву с людьми, читая одиннадцать ракаатов». Затем сказал: «Бывало что имам читал сотни аятов, и мы опирались на палки из-за долгого стояния, и расходились только когда приближался рассвет»[14].
В риваяте ибн Хузаймы сообщается, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, если мы объединим всех их за одним чтецом, будет гораздо лучше», затем он твердо решил так и сделать, и приказал Убайю ибн Кяабу проводить коллективную молитву в Рамазане. Умар пришёл, в то время, когда люди читали намаз позади имама, и сказал: «Это замечательное новшество! А те, кто спит во время (этой молитвы) лучше, чем те, кто выстаивает её», он хотел сказать, что читать таравих в конце ночи лучше. Люди же читали эту молитву в начале ночи, а в полночь (прим. ред: в конце таравиха), они проклинали неверующих, говоря:
«Аллахумма катили-ль-кяфара, аллязина ясуддуна `ан сабиликя, ва юкяззибуна русулякя, ва ля юъминуна би ва`дикя, уа халиф байна кялиматихим, ва алькы фи кулюбихими-рру`ба, ва алькы `аляйхим риджзакя ва азабакя, Иляху-ль-Хаккы». «О Аллах уничтожь неверующих, которые отвращают от Твоего пути, объявляют лжецами Твоих посланников и не веруют в Твоё обещание! Поссорь их между собой и вложи в их сердца ужас! И обрушь на них кару Твою и наказание Твоё, о, Бог Истины», затем имам произносил слова благословения Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), просил у Аллаха для мусульман какие только мог блага, потом молился о прощении для мусульман». После того, как имам завершал произнесение проклятия неверующих, благословение Пророку и молитвы о прощении верующих мужчин и женщин, он говорил:
«Аллахумма Ийякя на`буду, ва лякя нусалли ва насджуд, ва иляйкя нас`а ва нахфид, ва нарджу рахматакя раббана, ва нахафу `азабакя-ль-джидда, инна `азабакя лиман `аадайта мульхык» «О, Аллах, только тебе мы поклоняемся, и только тебе молимся и только пред тобой преклоняемся. Только к Тебе мы устремляемся и к Тебе поспешаем. Мы надеемся на Твою милость, о, Господь наш, и страшимся Твоей суровой кары, воистину наказание Твоё постигает Твоих врагов». Затем имам, со словами «Аллаху Акбар», совершал земной поклон[15].
Из этих хадисов мы узнаём о следующем[16]
1. Молитва-таравих является Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сначала он совершал её, но затем оставил, опасаясь, что это со временем может стать обязательным для мусульман. После этого люди продолжали читать таравих по отдельности. Подобным образом мусульмане поступали при жизни Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и в период правления Абу Бакра, а когда халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб, он объединил людей, чтобы они читали за одним имамом. Тем самым Умар оживил сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и все мусульмане его времени и мусульмане последующих веков единогласны (иджма) в том, что коллективное чтение намаза-таравих является желательным[17].
2. Хадис указывает на то, что иногда человек, уступающий в своих достоинствах кому-то другому, может совершить такое благодеяние, которое не совершает праведник считающийся лучше него. Аллах внушил Умару оживить эту великую Сунну, и не внушил этого Абу Бакру (да будет доволен ими Аллах), несмотря на то, что он был лучше Умара, и всегда опережал его в совершении благих дел. Умар говорил: «Клянусь Аллахом, я ни в чем не смогу его опередить»[18]. Когда Али ибн Абу Талиб во время Рамазана проходил мимо мечетей, в которых горели лампы, он говорил: «Да осветит Аллах могилу Умара, также как он осветил наши мечети[19]», Али (да будет доволен им Аллах) не имел ввиду освещение мечетей сиянием ламп, а освещение их светом молитвы-таравих, ради которой зажигались эти лампы. Поэтому мусульманин не должен недооценивать своих возможностей в совершении благих дел, возможно Аллах откроет ему врата таких благ, которые он не открывает тем, кто лучше него. Воистину это милость Аллаха, которую он дарует, кому пожелает.
3. Единство мусульман всегда лучше, чем разобщённость, поэтому правители мусульман должны учитывать это и постоянно работать над тем, чтобы верующие были едины.
4. Иджтихад[20] правителя мусульман в спорных и второстепенных вопросах становится обязанностью для подданных. Повиновение в данном случае становится обязательным, подобно тому, как сподвижники подчинились Умару, когда тот объединил их за одним имамом. Это значит, что если правитель склонился к какому-либо мнению в спорном вопросе, то подданные должны оставить разногласия, даже если они не согласны с данным решением.
5. Если мусульмане единогласно решили оживить какие-то элементы Сунны, которые были забыты, или объединились в подчинении какому-либо амиру, то это является косвенным доказательством, что в этом деле присутствует благословение Аллаха. Когда мусульмане читают коллективный намаз, то молитва каждого молящегося охватывает всех членов джамаата. Поэтому молитва в джамаате в двадцать семь раз лучше молитвы совершённой в одиночестве. Саид ибн Джубайр (да окажет ему Аллах свою милость) сказал: «Мне больше нравится читать молитву с имамом, читающим суру «Гашия[21]», чем самостоятельно читать молитву в сто аятов».
6. Если какой-то вид поклонения был оставлен по причине, которая после исчезла, то нет никаких препятствий для возобновления этого вида поклонения. Примером этому служит действие Умара, который повелел, как и прежде, совершать молитву-таравих единым джамаатом.
7. Возглавлять намаз по возможности должен тот, кто лучше других знает Книгу Всевышнего Аллаха. Среди сподвижников Убай лучше всех знал Коран и поэтому Умар поставил его имамом. Это является предпочтительным действием, но не обязательным, потому что наряду с Убайем Умар сделал имамом Тамима ад-Дари, в то время как среди сподвижников были люди, знающие Коран лучше Тамима.
8. Женщинам разрешается приходить на молитву-таравих и читать её в мечетях. Также при необходимости разрешается мужчине быть имамом для джамаата, полностью состоящего из женщин, при условии, что в этом не будет никакого искушения.
9. Разрешается присоединиться к молящемуся человеку, встав позади него или рядом, и сделать его имамом для себя, даже если он изначально не собирался быть имамом.
10. Если имам взял обычай делать небольшой отдых после каждых двух или четырех ракаатов, то не следует мусульманам совершать дополнительные молитвы в это время. По поводу этого своё неодобрение высказал имам Ахмад (да окажет Аллах ему свою милость), а также сообщается, что, по меньшей мере, три сподвижника порицали данное действие – это `Убада ибн Самит, Абу Дарада и `Укба ибн `Амир (да будет доволен ими Аллах)[22].
11. Если человек читал намаз-таравих с имамом до самого завершения, а после его ухода образовался второй джамаат читающий таравих, то не возбраняется присоединиться к нему и продолжить чтение с новым имамом[23].
12. Постоянно собираться для чтения необязательных (нафиль) намазов разрешается только во время месяца Рамазана для молитвы-таравих[24]. В другое же время, регулярные и постоянные собрания для совершения дополнительных намазов, являются нововведением (бидаат). Например, если определённая группа соберется, в одну из ночей года произвольно, или выберут какое-то конкретное время, для чтения намазов, то тем самым они вводят в религию новшество, искажающее Ислам. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не собирал сподвижников для чтения поощряемых (нафиль) молитв кроме Рамазана. Также поступал и Умар, возобновивший эту Сунну, которая стала забываться людьми после того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставил её коллективное совершение, чтобы люди не посчитали эту молитву обязательной, наряду с ежедневными пятикратными обязательными намазами.
“Избранные хадисы о Рамадане”
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль.
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов для сайта – “Почему Ислам?“.
Проверил: Зиганшин Эльдар. [1] В месяце Рамазан, чтобы уединиться в мечети.
[2] Во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) потолки мечети были низкие и до потолка без труда мог достать любой человек, и можно было без труда соорудить маленькую комнату, повесив плетеную циновку и отгородив тем самым небольшой участок.
[3] Дом Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) примыкал к мечети, а дверь выходила прямо в молельный зал.
[4] См.: Аль-Бухари (5762); Муслим (781)
[5] См.: Аль-Бухари (6860); Муслим (781)
[6] «Шарх Ан-Навави `аля Муслим» (6/69)
[7] См.: «Фатху-ль-Бари», ибн Хаджар (3/14)
[8] См.: «Фатху-ль-Бари», ибн Хаджар (3/14) и «Тарху-ттасриб» (3/90)
[9] См.: «Фатху-ль-Бари», ибн Хаджар (3/14)
[10] «Шарх Ан-Навави `аля Муслим» (6/69) и «Фатху-ль-Бари», ибн Хаджар (3/14)
[11] «Шарх Ан-Навави `аля Муслим» (6/69), «Фатху-ль-Бари», ибн Хаджар (3/14) и «Тарху-ттасриб» (3/90)
[12] «Шарх Ан-Навави `аля Муслим» (6/70) и «Миркату-ль-мафатих» (3/334)
[13] Передал Аль-Бухари (1906), Малик (1/114), Абдурраззак (7723) и ибн Абу Шайба (2/165).
[14] Этот хадис передаётся от Ас-Саиба ибн Язида. Его передали Малик (1/115), Абдурраззак (7730) и ибн Абу Шайба (2/162).
[15] Этот риваят принадлежит ибн Хузайме (1100), Аль-Альбани оценил его как достоверный (сахых).
[16] См. «Шарх ибн Батталь `аля Аль-Бухари» (4/146-147), «Икмалю-ль-муаллим» (3/114), «Фатху-ль-Бари» (4/252).
[17] О существовании единого (иджма) мнения в этом вопросе сообщали многие ученые, к ним относится и имам ан-Навави. См.: «Тахзибу-ль-асмаи ва-ллюгат» (2/332).
[18] Этот хадис передал Абу Дауд (1618). Ат-Тирмизи (3675) сказал, что это хороший достоверный хадис (хасан сахых).
[19] Этот хадис передал ибн `Асакир в своей книге «Тарих» (44/280) и ибн Абдульбарр в книге «Тамхид» (8/119).
[20] Иджтихад – приложение всевозможных усилий, для определения какого-либо шариатского положения или решения религиозного вопроса.
[21] Одна из коротких сур Корана.
[22] См.: «Аль-Истизкяр» (2/72).
[23] Такое действие называется «та`кыб» (замещение, последовательность). Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) разрешал так делать, он говорил: «Они возвращаются (к молитве), потому что надеются получить благо, и спастись от зла». Имам Ахмад сказал: «В этом нет ничего плохого». См.: «Аль-Мугни» (1/457).
[24] См.: «Икмалю-ль-муаллим» (3/114).