Отличия исламского поста от доисламского
Пост в Исламе имеет целый ряд отличий от доисламского поста: 1. Начнем с того, что в религиях, существовавших или появившихся до Ислама, пост зачастую был предписан только для определенной части общины.
Например, в индуизме пост не был обязателен для небрахманов. У зороастрийцев пост был обязателен только для их священнослужителей, а у греков пост предназначался только для женщин. Если бы пост рассматривался в качестве похвального и достойного действия, тогда его необходимо было бы сделать одинаково обязательным для всех последователей религии без исключения.
В отличие от других религий, Ислам не установил и не ограничил пост определенной группой приверженцев. Он дал общее предписание, которому должны следовать в равной степени все его последователи.
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Коран, 2:l85) 2. Как правило, религии придерживаются солнечного календаря. Если бы в Исламе для определения дней поста использовался солнечный календарь, то эти дни обязательно попадали бы на одно и то же время года, и какие бы то ни было изменения в датах поста были бы недопустимы. Так, если бы пост приходился на длинные или короткие дни лета или зимы, то пост всегда был бы либо очень тяжелым, либо наоборот очень легким - в зависимости от конкретной страны. Однако в Исламе дни поста определяются лунным календарем. И поэтому длительность поста из года в год меняется в зависимости от продолжительности дня и времени года. Таким образом, исламский пост приходится в различных странах на различные времена года, и тяжесть его соблюдения сменяется легкостью и наоборот.
3. Изучая священные книги других религий, мы не нашли в них указаний на освобождение от поста по уважительным причинам. Так, в Торе утверждается, что если человек по какой-то причине не постится, он будет убит. Указывается даже, что если путник, пусть и не являющийся иудеем, собирается остановиться среди иудеев, он должен поститься в обязательном порядке. Но в Прославленном Коране Аллах по Своей Великой Божественной Мудрости освободил от обязанности поститься всех не способных на пост людей и тех, у кого имеется уважительная причина для отказа от поста: например, детей, беременных и кормящих женщин, женщин в период месячных.
Пожилые люди, больные и слабые, а также те, кто находится в пути, тоже освобождаются от поста. Находящиеся в пути, больные и все те, кто временно не может поститься, должны будут восстановить пост, т.е. поститься в течение пропущенного ими количества дней уже после того, как выздоровеют, закончат свое путешествие, или после того, как причина их освобождения от поста будет устранена. Те же, кто уже никогда не смогут поститься, должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка» (Коран, 2:184). В сборнике Тирмизи передается от Анаса (радиаллаху анху), что Пророк сказал, что Аллах освободил от поста беременных и кормящих женщин. Иными словами, если в месяц Рамадан такие женщины чувствуют, что пост будет опасен для их жизни или для жизни их ребенка, им разрешается отложить их пост до того момента, когда эта опасность исчезнет, и восполнить пропущенные дни позже.
4. Для постов других религий было характерно отсутствие умеренности. Иногда требовалось тотальное голодание в течение определенного количества дней, а порой во время поста людям разрешалось есть все за исключением злаков и мяса. Ислам же и здесь занял умеренную позицию. Он установил пост сроком в один месяц и запретил все разновидности еды и питья только на некоторое количество часов в течение суток - от рассвета до захода Солнца.
5. В джайнизме пост длится в течение многих недель. Христианские монахи Аравии постились в течение многих дней кряду. Пост иудеев продолжался в течение полных 24 часов. Ислам предписал пост только от рассвета до заката.
«А затем поститесь до ночи» (Коран, 2:187) 6. Среди иудеев в момент разговения было принято есть все то, что им было разрешено есть. После этого им снова не разрешалось есть. Иными словами, следующий пост начинался после того, как заканчивался предыдущий. У арабов существовал обычай ничего не есть после отправления ко сну. Поначалу, такой же обычай был принят и среди мусульман. Однажды в месяц Рамадан в доме одного из сподвижников не успели приготовить к вечеру ужин. Ожидая приготовления ужина своей женой, он незаметно уснул. Когда еда была приготовлена, жена принесла ее своему мужу, но он уже не мог к ней притронуться, так как к тому времени он уже поспал. На следующий день он упал в обморок во время поста. По этому случаю был ниспослан следующий аят:
«Ешьте и пейте до тех пор, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной» (Коран, 2:187) 7. В доисламскую эпоху супруги в период поста спали ночью раздельно. Однако, поскольку это было неестественным, люди вступали в интимную близость, когда их одолевала страсть. В связи с этим, Ислам запретил половую близость только на время часов поста и разрешил ее ночью:
«Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах». (Коран, 2:187)
8. Забывчивость и ошибки прощаются в Исламе. Так, если постящийся забудет о том, что постится, и вследствие этого съест или выпьет что-нибудь, его пост не нарушится. Передается от Абу Хурайры (радиаллаху анху), что Пророк сказал: «Если (кто-нибудь) по забывчивости поест или попьёт (во время поста), пусть продолжает поститься и дальше, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его» (Бухари, Муслим).
9. Подобным же образом, противоречащее посту действие не нарушит его, если совершено неумышленно.
10. У иудеев пост в основном проводился в память о трудностях и был символом печали, поэтому во время поста они не мыли лица и изображали грусть.
У Ислама — противоположный взгляд на пост. В Исламе не запрещено протирать голову маслами, подкрашивать глаза сурьмой и пользоваться духами. Поощряется также умывание лица и чистка зубов мисваком. Помимо чистоты, целью служит то, чтобы постящийся не пал жертвой притворства и лицемерия и чтобы не выглядело так, будто он испытывает невероятные трудности и страдания, исполняя это Веление Аллаха. Наоборот, следует излучать радость, счастье и желание поститься.
11. Пророк постился очень часто. Для этого он даже определил специальные дни в течение недели и месяца. Для последователей Ислама пост в эти дни считался похвальным (мустахаб), но необязательным. В дополнение к этому, Пророк иногда постился непрерывно днем и ночью. Очевидно, что пост, если сравнивать его с другими видами поклонения, в некоторой степени влечет за собой трудности и страдания. Поэтому необходимо было предотвратить последователей Ислама от чрезмерного увлечения постом. «Висал» (непрерывный пост днем и ночью) был строго запрещен Пророком для его последователей. Когда некоторые из сподвижников спросили о причине данного запрета, Пророк ответил: «Я не такой как вы, ведь (Аллах) кормит и поит меня» (Бухари).
ЦЕЛИ ПОСТА После рассмотрения характерных черт исламского поста, давайте посмотрим, какие же цели имеет пост в Исламе. Хотя об этом в некоторой степени мы уже говорили ранее, мы хотели бы подробнее осветить данный вопрос. Божественные учения Пророка Мухаммада соответствуют Велениям Аллаха и основаны на мудрости и рассудительности. Эти учения включают в себя все духовные, моральные и материальные выгоды. Принципы и цели Велений Аллаха объяснены и проиллюстрированы на примерах самим Пророком . Разъяснение целей и значения поста можно также обнаружить в трех коротких фразах Прославленного Корана:
«...и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь». (Коран, 2:185)
«Быть может, вы будете благодарны». (Коран, 2:185)
«...быть может, вы устрашитесь». (Коран, 2:183)
Как уже было продемонстрировано на предыдущих страницах, жизнеописания всех пророков, которым были дарованы Божественные Законы, показывают, что они вели ангельский образ жизни в течение определенного времени перед тем, как получить откровения с Божественным Руководством. В течение всего этого времени они воздерживались, как только могли, от еды, питья и других человеческих потребностей. Тем самым они позволяли своим душам воссоединиться с Аллахом, и в итоге были вознаграждены Его Откровением. Пророк Муса (алейхиссалям) провел в таком состоянии 40 дней, после чего ему были вверены Заповеди Торы. Пророк Иса (алейхиссалям) провел в этом состоянии 40 дней, и только после этого из его сердца и с его языка забил источник мудрости. Мухаммад , последний Посланник Аллаха, был занят поклонением в пещере Хира в течение 30 дней, когда ему начало ниспосылаться блистательное Послание Аллаха.
Из всего этого становится ясно, что главной целью поста было следование действиям, которые совершали пророки в те дни уединения. Иудеи, следуя Пророку Мусе (алейхиссалям), считают необходимым поститься в течение 40 дней, а пост в сороковой день рассматривают как обязательный. Христиане должны были следовать этому же обычаю и поститься 40 дней, следуя пророку Исе (алейхиссалям). Но так же, как они не подчинились велениям Исы (алейхиссалям), последовав за Павлом, они не стали выполнять и эту обязанность. Аллах приказал мусульманам следовать своему Пророку и проводить определенное количество дней таким же образом.
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам...» (Коран, 2:183) Учения пророков предыдущих религий были быстро забыты их последователями, но тысячи и миллионы приверженцев Ислама по-прежнему помнят учения своего Пророка и следуют им. Они не едят и не пьют в течение дня и воздерживаются от других плотских утех в течение месяца, и тем самым ведут ангельский образ жизни в течение всего этого времени.
Маулана Саид Сулейман Надви (рахматуллах алейх)
«Риядуль Джанна», том 9, №11/12