Приближается месяц Рамадан, и с его началом мусульмане вступят в одну из лучших и самых прекрасных школ жизни. Месяц поста - это школа веры, духовности, понимания, дарения, солидарности, справедливости, достоинства и единства. Никак не меньше. Это месяц, когда мусульмане должны предаваться глубочайшему самоанализу, месяц их наибольшего вклада в человечество. Пост в месяц Рамадан – самый распространенный и популярный в мире, и тем не менее его уроки сводятся к минимуму, его обделяют вниманием и даже нарушают (буквально применяя правила и упуская из вида конечную цель). Так что неудивительно, что нам приходится постоянно возвращаться к этому вопросу, и как этот месяц поста повторяется каждый год, так же и мы должны повторять, обновлять и углублять свое понимание того, чему учит нас Рамадан – эта школа божественной близости, человечности и достоинства. Пост – это стремление каждого человека к Божественному; он требует от каждого из нас выйти за собственные пределы. Рамадан – это, по сути, месяц гуманистической духовности.
В дни поста нас призывают воздерживаться от еды, питья и потакания нашим инстинктам, чтобы помочь нам обратиться внутрь, к своему сердцу и смыслу своей жизни. Поститься означает почувствовать вкус искренности, осознать собственные недостатки, противоречия и неудачи; перестать, наконец, скрывать что-то и лгать, и сосредоточить вместо этого свои усилия на поиске самих себя, смысла и цели нашей жизни. Помимо ограничений в еде, пост требует от нас обратить взгляды на самих себя, смиренно признать пределы наших возможностей и смело постараться изменить себя. Это месяц обновления, критического подведения итогов своей жизни, своих потребностей, забывчивости и надежд. Мы должны найти время для себя, позаботиться о себе, медитировать, созерцать, просто размышлять и любить.
Рассматриваемый в таком свете месяц Рамадан является наилучшим проявлением анти-потребительства: быть, а не иметь, освободиться от зависимостей, которые общество потребления не только стимулирует, но всячески превозносит. Призывая нас овладевать своими инстинктами, пост ставит под сомнение современное понятие свободы. Что значит быть свободным? Как найти путь к большей свободе и выйти за пределы своих желаний? Суть поста не во внешних проявлениях.
Обычай поститься был предписан, как говорится в Коране, для всех религиозных традиций до ислама. Эту практику мы разделяем со всеми духовными течениями и религиями, и как таковая она является характерным признаком человеческой семьи, человеческого братства. Поститься – значит участвовать в истории этих религий, истории, которая обладает смыслом, предъявляет нам свои собственные требования, и соткана из отдельных судеб и конечных целей. Это единство духовного происхождения, выводящее за пределы всего исключительно человеческого, которое объединяет все системы верований, все религии. В исламе под этим подразумевается таухид – признаваемое и общепризнанное «Единство Бога», которое раскрывается в человеческом разнообразии посредством того, как оно переживается и ощущается. То же самое относится и к мусульманам. Временные рамки и ритм у тех, кто постится, похожи; культурные традиции окончания поста, приема пищи и проведения ночного времени разнятся. Другими словами, единство смысла, и разнообразие в практике. Месяц Рамадан несет в себе этот основополагающий урок, напоминая мусульманам, будь они сунниты или шииты, вне зависимости от того, какой школе они следуют, что у них одна и та же религия, и что они должны научиться знать – и уважать – друг друга.
Приближающийся месяц – это месяц достоинства, потому что «Откровение» напоминает нам, что человек – существо благородное и достойное. «Мы даровали достоинство детям Адама [всему человечеству]». Только им, обладающим сознанием, предписано поститься, и только они призваны достичь высоких целей поста. Людям надлежит поститься в духе поиска близости к единому, в духе равенства и благородства среди себе подобных, как мужчин, так и женщин, и из солидарности с угнетенными. Основной смысл открытой, таким образом, заново жизни заключается в следующем: вернуться к нашим сердцам, преобразить себя в свете того, что действительно важно, и прочувствовать солидарность; испытать лишения как желанные и отвергнуть бедность как навязанную и унижающую достоинство. Нашей задачей является овладеть собой, мы должны заставить себя подняться, разорвать все что нас связывает, стать свободными и независимыми, выше надуманных потребностей, и озаботиться настоящими и прозаическими потребностями бедных и нуждающихся. Месяц Рамадан, таким образом, это место ссылки прочь от иллюзий и моды, паломничество в глубины себя, к смыслу, к другим. Чтобы освободиться от себя самих, и в то же время служить всем тем, кто страдает от несвободы, нищеты, несправедливости и невежества.
Мусульмане проводят 30 дней в компании этого месяца света. Если бы только они могли шире раскрыть свои глаза, сердца, и саму свою сущность, чтобы получать этот свет и предлагать его как величайший дар их духовной традиции своим братьям и сестрам. Они призваны контролировать себя и отдавать, предаваться размышлениям и плакать, молиться и любить. На самом деле, поститься – это тоже молитва; а молиться – это значит любить.
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английский вариант статьи опубликован на сайте Gulfnews.com