Большинство классических религиозных трудов и школ в отношении Рамадана настаивают на обязательном соблюдении правил, и в то же время подчеркивают глубокое духовное измерение этого месяца поста, лишений, поклонения и размышлений. Но задумываясь глубже, понимаешь, что этот месяц соединяет явно противоречивые требования, в совокупности, тем не менее, составляющие вселенную веры.
Задумываться над этими различными измерениями – обязанность всех, у кого есть совесть, каждого мужчины и женщины, каждой мусульманской общины, где бы они ни находились. Невозможно переоценить важность такого «возвращения к себе», необходимого в этот период поста.
Рамадан – месяц резких перемен, когда они особенно заметны и ощутимы. В потребительском обществе, где мы привыкли, что материальные блага даются легко, где нами движет ярко выраженный бытовой индивидуализм, этот месяц требует от каждого возврата к самой сути и смыслу нашей жизни.
Этой сутью является Бог, и собственное сердце, как напоминает нам Коран: «… и знайте, что [знание] Аллаха находится между человеком и его сердцем». По сути, от каждого требуется возобновить диалог с Высочайшим и Ближайшим … диалог тесный, искренний и любящий. Поститься значит искать … с ясностью, терпением и уверенностью в себе … справедливости и мира с самим собой. Месяц Рамадан – это «месяц осмысления» …
Зачем эта жизнь? Какое место занимает Бог в моей жизни? Мои мать и отец … живые или уже покойные? Мои дети? Моя семья? Моя духовная община? Зачем эта вселенная и это человечество? Какой смысл я придаю своей повседневной жизни? Какому смыслу я могу соответствовать?
Пророк Мухаммад (мир ему) предупреждал: «Некоторым от их поста достанется только то, что они голодны и испытывают жажду». Он говорил о тех, кто постится так же механически, как и ест. Они лишают себя еды с тем же непониманием и легкомысленностью, с которыми привыкли есть и пить. На самом деле, они превращают пост в культурную традицию, модное празднество, даже в месяц банкетов и «ночей Рамадана». Пост крайнего отчуждения … противоположный смыслу поста.
Подводя нас к далеким горизонтам самоанализа и смысла, этот месяц напоминает о важности мелочей, точности и дисциплины в нашей практике. Нужно тщательно определить точную дату начала Рамадана, точное время перед рассветом, когда пора прекращать есть; молитвы должны совершаться «в определенные моменты», и точным должно быть время окончания поста.
Во время глубокой медитации с Богом и с самими собой мы можем порой погрузиться в собственные переживания – ведь поиски смысла столь глубоки, что можно обойти все нормы и правила. Но подлинный опыт Рамадана учит нас обратному: не бывает глубокой духовности, невозможно подлинное стремление к смыслу без дисциплины и строгости – в следовании правилам, которые необходимо соблюдать, и в управлении временем.
Месяц Рамадан сочетает глубину смысла с точностью формы. Существует определенная «интеллектуальность голодания», возникающая из самой реальности этой связи формы и содержания: пост телесный становится школой развития ума. Резкие перемены, происходящие во время поста – это призыв к преобразованию и глубокому изменению себя и своей жизни, которые возможны только через строгий интеллектуальный самоанализ (муракаба).
Для движения к конечной цели поста наша вера нуждается в требовательном, ясном, искреннем и честном уме, способном к самокритичности.Каждый должен быть способен достичь этого – для себя, перед Богом, наедине с собой или среди других людей. Это вопрос овладения своими эмоциями, обращения к себе и принятия правильных решений о преобразовании собственной жизни, чтобы приблизиться к «сути» и «смыслу».
Мусульманам сегодня больше чем когда-либо нужно принять эту школу глубокой духовности, наряду с воспитанием строгого и критического интеллекта. Во времена, когда повсюду страх, когда распространилась подозрительность, когда мусульманам грозит одержимость постоянной самозащитой, беспрестанным доказыванием собственной невиновности, месяц Рамадан взывает к их достоинству и напоминает об обязанностях.
Очень важно, чтобы они научились овладевать своими эмоциями, выходить за пределы своих страхов и сомнений, и вернулись к сути – с уверенностью и твердостью. Крайне важно также, чтобы они взяли за правило быть прямыми и строгими в оценке своего поведения, индивидуально и коллективно: самокритичность и коллективный самоанализ совершенно необходимы на каждом шагу, чтобы добиться реальных преобразований в мусульманских группах и обществах.
Вместо того, чтобы обвинять «тех кто доминирует», «других», «Запад» и т.д., необходимо понять из учения Рамадана: мы на самом деле такие, какими себя покажем. Как мы показываем себя сегодня? Каков наш вклад в сферы образования, социальной справедливости и свободы? Что мы делаем для защиты достоинства женщин и детей, прав бедных и маргинализованных слоев населения в нашем обществе? Какие образцы глубокой, умной и деятельной духовности предлагаем мы сегодня окружающим людям? Донесли ли мы наше универсальное послание мира и справедливости? Донесли ли мы сообщение об индивидуальной ответственности, человеческом братстве и любви?
Все эти вопросы в наших сердцах и умах, и на них есть только один ответ, вдохновленный Кораном и взлелеянный месяцем Рамадан: Аллах ничего не переменит к лучшему, если мы сами ничего не изменим.
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте Gulfnews.com.
Тарик Рамадан