Я помню, как радовался, когда мне сказали, что я вырос и теперь могу совершать пост в месяц Рамадан. Мои ощущения имели весьма отдаленное отношение к ежедневному воздержанию от пищи и воды от рассвета до заката. Для ребенка в этом мало радости. Значение и подтекст значили для меня гораздо больше. Я считал, что таким образом мне дали понять, что я, наконец, вырос и стал мужчиной. Мне хотелось поделиться этой новостью с моими братьями, друзьями и соседями.
После трех дней поста наступила апатия. Хотя я неплохо выдержал свой первый пост и постился в течение целого месяца, имели место слабые и нелицеприятные моменты, достойные осуждения. Иногда я прятал в укромных уголках то, что любил всегда поесть: огурчик, помидор, ломоть хлеба. Было бы стыдно и унизительно, если бы меня вдруг кто-то «застукал»: снова шаг назад в детство, я был бы плохим примером для младших братьев и сестер, а старшие братья постоянно насмехались бы надо мной.
Рамадан в лагере беженцев Газы сильно отличается от мусульманского поста в других местах. Голодные обездоленные беженцы воздерживаются от пищи и воды и постоянно благодарят Аллаха за жизненные блага, которые дает им Всевышний. Я всегда ощущал этот парадокс, ощущаю его и сейчас. Имам большой мечети в лагере беженцев всегда долго и много благодарил Аллаха за бесчисленные дары. Поднимая руки к небу и совершая земной поклон, верующие выразительно и гармонично произносили: «Амин». Над их головами проносились «израильские» вертолеты, недалеко с грохотом проезжали военные машины, но верующие не поднимали своих голов. Даже когда запах пороха заполнял все пространство вокруг, а слезоточивый газ разъедал их глаза, поднятые к небу руки не опускались. «Альхамдулиллах!», - говорил имам. Хвала Аллаху! И все повторяли за ним: «Амин».
Борясь с болью в желудке от голода, я пытался увидеть смысл, старался понять мудрость этого действия. Иногда я задавал вопросы матери. Она тоже постилась, ей было не до меня, нахального, подвергающего всё сомнению восьмилетнего ребенка. «Мы держим пост, чтобы понять боль других», - просто сказала мне тогда мама. Все дети в этом лагере беженцев прекрасно понимали, что она имела в виду. В нашем лагере было полно «других», постоянно испытывающих боль. Была одна женщина Умм Али, ей пришлось забрать своих детей из школы и отправить работать в «Израиль» на дешевую работу. Еще был Абу Муса, работавший на стройке в Тель-Авиве, ему хватало денег лишь чтобы худо-бедно прокормить своих детей. Но он так и не смог починить свой разрушенный дом.
Моя семья входила в число «других», и я держал пост вместе со всеми. И, как и все «другие», благодарил Аллаха, совершая низкие поклоны и воздевая руки к небу.
Несколько лет спустя, в 1999 году, я приехал в Ирак вместе с группой журналистов и правозащитников. Цель поездки – в знак солидарности поддержать всех, кто подвергся нападению американских войск. В соответствии со скромными подсчетами ООН, в результате продолжительных действий были убиты сотни тысяч людей, большинство из них дети в возрасте до пяти лет.
Мы прилетели из разных стран и собрались в Иордании. Я приехал из США. Один палестинец из Газы привёз с собой 10 000 долларов, собранных в школах, мечетях и у простых людей. «Израильтяне» не разрешили ему провезти коробки с лекарствами из больницы Газы, а иракцы запретили их ввозить, так как у него в паспорте стоял штамп с надписью на иврите. Молодой человек оставил тогда деньги у знакомых, которым доверял, и попросил их купить медикаменты для иракских детей в Аммане. По возвращении в Газу на границе Ирака и Иордании он сказал мне, что палестинцы, в том числе и жители Газы, солидарны с народом Ирака.
Так говорит Газа. Газа всё чувствует. Газа занимает жесткую бескомпромиссную позицию. Таким образом Газа выказывает свое уважение.
Как и следовало ожидать, голод в Африканском Роге вызвал волнение в Газе. Голодающие сомалийцы и есть те «другие», чью боль мы, палестинцы, привыкли ощущать. Одиннадцать миллионов человек страдают от голода. Десятки тысяч уже умерли. Сомали является эпицентром катастрофы. Голод, который испытывают люди, - позор для всего человечества. Ужас голода охватил людей разных поколений. Сцена, когда мать нежно успокаивает своих умирающих от голода детей, говорит о многом. Это история материнской любви, любви, которая не поддается никакой статистике и влиянию политиков.
Газа, живущая в условиях жестокой «израильской» блокады с тех пор как ХАМАС пришел к власти в 2006 году, первой откликнулась на призыв о помощи.
В недавнем интервью «Аль-Джазире» глава благотворительной миссии в Сомали открыто говорил о недостаточной помощи, которую получает сомалийский народ. Он разнес в пух и прах весь мир, особенно арабские и мусульманские страны. Его удручает, что гуманитарная помощь почти не доходит до жертв голода, даже в священный для мусульман месяц. Затем он начал говорить о гуманитарной помощи из Газы. В этот момент ведущий программы тут же прервал его и переключился на «похожую тему»: он начал рассказывать о гуманитарной помощи из Катара.
Меня это сильно удивило. Разве может оккупированная «израильтянами» Газа оказывать помощь умирающим от голода сомалийцам?
Так оно и есть.
Одна из многочисленных благотворительных кампаний гуманитарной помощи народу Сомали под руководством Газы называется «Газа: взявшись за руки, спасем детей Сомали». По данным палестинского информационного агентства «Маан», последнюю кампанию возглавляет Арабский медицинский союз. «Основная цель данной кампании - продемонстрировать глубокую связь между блокадной Газой и Сомали, а также показать, что палестинцы способны поддержать и защитить сомалийцев», - сообщило агентство «Маан» 2 августа. Палестинцы на Западном берегу также организуют помощь жителям Сомали. Союз врачей открыл несколько счетов в банке для перевода пожертвований.
Люди поколения моей матери, вероятно, должны испытывать чувство гордости. Их постоянные наставления по поводу «страданий других людей» укрепились в умах и сердцах их детей. Я уверен, что сомалийцы тоже полностью ощущают боль Газы.
Газа. Сомали. Даже в трудные времена проявляются человеческие качества...
Рамзи Баруд