Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
В последнее время наблюдается рост числа обывателей, которые под влиянием одной идеологии заявляют, что таравих состоит лишь из восьми ракаатов, а не из установленных двадцати. Поэтому появилась потребность в рассмотрении таравиха — особого вида намаза, исполняемого только в Рамадан.
Исполнение таравиха в восемь ракаатов полностью противоречит тому, что делала умма на протяжении веков. Учитывая то, что таравих — важная сунна (сунна муаккада), небрежное отношение к данному вопросу недопустимо. Необходимо применять не распространяющийся ныне безосновательный подход, а твердую, верную позицию, а также подчеркивать всю отвратительность противостояния мнению большинства (джамхур) и греха постоянного отказа от важной сунны.
Иджма сподвижников (да будет доволен ими Аллах) Двадцатиракаатный таравих — это факт, на котором сподвижники сошлись по иджме (общему согласию). Хафиз Ибн Абдульбарр говорил: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157). Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»). Хафиз Абу Зур'ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97). Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194). Ибн Хаджар аль-Хайтами и многие другие также заявили, что у сподвижников была иджма по данному вопросу («Тухфат аль-Ахъяр»).
Кроме того, во всех четырех мазхабах (ханафитском, шафиитском, маликитском и ханбалитском) не существует ни единого мнения в пользу восьмиракаатного таравиха. Ханафиты, шафииты и маликиты постановили, что таравих состоит из двадцати ракаатов, а имам Малик считал, что он состоит из тридцати шести ракаатов, а согласно одному из сообщений он считал его состоящим из сорока одного ракаата. Еще одно сообщение говорит о том, что он также одобрил совершение двадцати ракатов. Некоторые люди утверждают, что у имама Малика также было мнение в пользу одиннадцати ракаатов, однако маулана Хабибуррахман аль-Агзами убедительно опроверг такое заявление в своей книге «Рак'ат Таравих» (стр.86-87).
Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что почти все ученые нашей уммы придерживались мнения, что таравих состоит не из восьми ракаатов, поскольку на протяжении всей истории все придерживались одного из четырех мазхабов, хотя и могли встречаться некоторые люди, бывшие диссидентами в данном отношении. Маулана Хабибуррахман Аль-Агзами сказал об этом так: «От окончания эпохи саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) вплоть до конца 13-го столетия вам не удастся найти ни единого упоминания о людях, совершавших только восемь ракаатов [в таравихе]» («Рак'ат Таравих», стр.6). Маулана также доказал, что совершение двадцати ракаатов практиковалось уммой вплоть до нынешних времен («Рак'ат Таравих», стр.1-6).
Действия сподвижников и табиинов Саидуна Са'иб ибн Язид сообщал, что «...люди совершили двадцать ракаатов в Рамадан в эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах)» («Сунан аль-Кубра», т.2, стр.496; «Насб ар-Раях», т.2, стр.154). Не только Саидуна Са'иб ибн Язид, но и другие помимо него также сообщали, что двадцать ракаатов были представлены саидуной Умаром (да будет доволен им Аллах). К ним, в частности, относятся саидуна Язид ибн Руман, саидуна Яхъя ибн Са'ид Аль-Ансари, саидуна Убай ибн Ка'б, саидуна Мухаммад ибн Ка'б Аль-Куразхи («Рак'ат Таравих», стр.63-68).
Данные сообщения (о двадцати ракаатах от саидуны Умара (да будет доволен им Аллах)) были приняты в качестве достоверных следующими мухаддисами: хафизом Ибн Абдульбарр, имамом Ан-Навави, хафизом Аль-Ираки, имамом Ас-Субки, имамом Ас-Суюти и муллой Али аль-Кари.
Имам Аль-Байхаки по нескольким цепочкам сообщил, что саидуна Али (да будет доволен им Аллах) также сохранил практику совершения двадцати ракаатов в таравихе («Сунан аль-Кубра», т.2, стр.494-495). Также сообщается, что это практиковали саидуна Абдулла ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) («Рак'ат Таравих», стр.66), саидуна Абдуррахман ибн Аби Бакр (да будет доволен им Аллах) («Фадаиль Шахр Рамадан», Ибн Аби Дунъя, стр.54), саидуна Убай ибн Ка'б (да будет доволен им Аллах) («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Шутайр ибн Шакль («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Ибн Аби Муляйка («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Харис Аль-Хамдани («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Али ибн Раби'ах («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Абуль-Бухтари («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), саид ат-табиин Са'ид ибн Джубайр («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), 'Ата (он сказал: «Я обнаружил людей, совершающих двадцать три ракаата, включая витр») («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Са'ид ибн Абиль-Хасан («Мухтасар Кыйям аль-Ляйль лиль-Марвази», стр.202), Имран Аль-'Абди («Мухтасар Кыйям аль-Ляйль лиль-Марвази», стр.202), Сувайд ибн Гафля («Сунан аль-Кубра», т.2, стр.495).
Действия Посланника Аллаха В хадисе говорится, что Посланник Аллаха совершил двадцать ракаатов в таравихе («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.286; Байхаки, т.2, стр.496). Цепочка передатчиков данного хадиса слаба. Однако прочно установленным принципом в науках хадисов и фикха является то, что если хадис обладает слабой цепочкой, но при этом поддерживается обычной практикой уммы в эпоху сподвижников и табиинов, то данный хадис считается достоверным (тому есть несколько примеров: см. опровержение восьмиракаатного мнения от шейха Исмаила ибн Мухаммада Аль-Ансари).
Маулана Хабибуррахман Аль-Агзами сообщил, что данный, пусть и слабый, хадис поддерживается следующими моментами:
1) это соответствует общей практике мусульман в эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах),
2) данная практика оставалась в силе даже в эпоху саидуны Али (да будет доволен им Аллах),
3) все четыре мазхаба согласны с этим,
4) вся умма практикует его вплоть до сегодняшнего дня.
Этих причин достаточно для усиления данного хадиса и возвышения его до уровня достоверности. («Рак'ат Таравих», стр.60)
Интересно, что имам Ибн Аби Шайба в главе «Количество ракаатов в Рамадан» сначала приводит практику двадцати ракаатов от десяти различных сподвижников и табиинов, а далее приводит хадис о двадцати ракаатах от Посланника Аллаха («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285-286). Тем самым он, вероятно, указывал на силу данного хадиса.
Двадцать ракаатов установлены саидуной Умаром Те, кто предпочитают восемь ракаатов, обычно оспаривают тот факт, что тем, кто представил двадцать ракаатов, был саидуна Умар (да будет доволен им Аллах), утверждая, что он ввел только восемь ракаатов. Такие заявления легко опровергаются в свете приведенных ранее цитат.
Кроме того, имам Тирмизи в своем труде «Сунан» писал следующее: «И большинство алимов выбрали двадцать ракаатов, как передается от саидуны Али (да будет доволен им Аллах), саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) и других сподвижников» («Сунан ат-Тирмизи», т.1, стр.99).
Тот факт, что имам Тирмизи даже не упоминал восемь ракаатов ни от саидуны Умара (да будет доволен им Аллах), ни от кого бы то ни было еще, — ясное указание того, какое из этих мнений верное. Кроме того, некоторые алимы согласовали данные взгляды, сказав, что, возможно, саидуна Умар сначала ввел восемь ракаатов, впоследствии доведя их до двадцати, что в дальнейшем и стало постоянной практикой в его эпоху, а также в эпохи тех, кто пришел после него («Сунан аль-Кубра», т.2, стр.496; подобное утверждение также было сделано алламой Баджи в «Шарх аль-Муватта»).
С другой стороны, маулана Хабибуррахман Аль-Агзами и другие алимы подвергли сомнению хадис о восьми ракаатаха от саидуны Умара (да будет доволен им Аллах). Маулана отнес его к слабым из-за идтираба (разнопланового противоречия между рассказчиками). («Рак'ат Таравих», стр.7-8)
Тот факт, что хадис о восьми ракаатах был приведен имамом Маликом от саидуны Умара (да будет доволен им Аллах), и он (имам Малик) тем не менее выбрал не данное мнение, а двадцать, тридцать шесть или сорок один ракаат, еще больше ослабляет данный хадис («Ихтилаф Уммат», стр.498). Другим ослабляющим фактором для данного хадиса служит то, что от сподвижников и табиинов нет упоминаний в поддержку данной версии о восьми ракаатах («Ихтилаф Уммат», стр.498).
Сунна праведных халифов Тот факт, что саидуна Умар (да будет доволен им Аллах) одобрил двадцать ракаатов, и то, что другие халифы сохранили данную практику после него, — достаточное доказательство ее важности. Все это следует рассматривать в свете хадиса, в котором Пророк сказал: «Далее Вы должны следовать моей Сунне и Сунне праведных халифов» (Абу Дауд). Алимы постановили, что с учетом данного хадиса Сунна халифов также является частью важной сунны (сунна муаккада) (см. разбор алламы Абдулхая Аль-Лахнави в «Тухфат аль-Ахъяр»).
Хафиз Ибн Раджаб Аль-Ханбали сказал: «Веление данного хадиса следовать халифам так же обязательно, как и следование Сунне самого Посланника Аллаха » (см. «Джами' аль-'Улюм», т.1, стр.774). Ясность этого факта становится еще более очевидной, если учесть то, что это был один из последних советов Посланника Аллаха .
Важность действий саидуны Умара Сунна (действия) саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) имеет дополнительную значимость из-за ряда хадисов, подтверждающих данный факт:
1) Посланник Аллаха сказал: «Аллах вложил истину в язык и сердце Умара» (Абу Дауд).
2) Саидуна Али (да будет доволен им Аллах) скрупулезно следовал действиям саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) и говорил: «Поистине, он (Умар) всегда был прав в своих делах».
3) Саидуна Абдулла ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) клятвенно заверил: «Истинный путь — тот, который выбрал Умар».
4) В одной из своих речей к народу халиф Умар ибн Абдульазиз сказал: «Узрите! Все, что претворили в жизнь Посланник Аллаха и два его сподвижника (Абу Бакр и Умар), — обязанность, которой мы должны следовать и придерживаться в нашей религии». (Приведенные цитаты (пп.1-4) приведены из «Джами' аль-'Улюм уаль-Хикам» хафиза Ибн Раджаба Аль-Ханбали, т.1, стр.776-777)
Когда имама Абу Ханифу (да будет доволен им Аллах) спросили о таравихе и введении его саидуной Умаром (да будет доволен им Аллах), он сказал следующее: «Таравих — важная сунна. Саидуна Умар не выдумал его сам, и не было это нововведением с его стороны. Он безусловно сделал это на основе знаний об этом от Посланника Аллаха » («Радд аль-Мухтар», т.2, стр.493, изд. Дар аль-Кутб аль-Ильмия).
Аллама Аль-Маусили, приведя вышеуказанную цитату от имама Абу Ханифы, сообщил: «Он (саидуна Умар) так поступил в присутствии большой группы сподвижников (да будет доволен ими Аллах), среди которых были такие люди, как саидуна Усман, саидуна Али, саидуна Ибн Мас'уд, саидуна Аббас, саидуна Ибн Аббас, саидуна Тальха, саидуна Зубайр, саидуна Муаз, саидуна Убай и другие мухаджиры и ансары. Никто не возразил ему. Наоборот, они оказали ему помощь и согласились с ним» («Аль-Ихтияр», т.1, стр.95).
Таравих Двух Святынь В Двух Великих Святынях благородной Мекки и блистательной Медины со времен саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) вплоть до нынешних времен двадцать ракаатов таравиха совершались в джамаате. Сподвижники (да будет доволен ими Аллах), табиины, имамы фикха и вся умма — за исключением недавно появившихся, так называемых Ахлюль-Хадис (салафитов) — были единогласны в совершении двадцати ракаатов. (Шейх 'Атия Салим, известный арабский ученый, написал книгу, доказывающую, что таравих в мечети Посланника Аллаха совершался в двадцать ракаатов на протяжении более чем 1000 лет!)
Сходство с шиитами Те, кто считают, что таравих состоит из восьми ракаатов, придерживаются в этом вопросе той же позиции, что и шииты. Среди истинных исламских ученых признанным фактом является то, что таравих веками был и остается дополнительной молитвой в месяц Рамадан. Шииты напрочь отрицают таравих. Подобным образом поступают и Ахлюль-Хадис (салафиты), отрицая существование дополнительной молитвы в Рамадан. Они считают, что тахаджуд-намаз, совершаемый в течение года ближе к концу ночи, просто был перенесен на более ранний период времени (на первые часы ночи) в Рамадан. Таким образом, согласно их пониманию, никакого дополнительного намаза в Рамадан по существу нет.
Более того, считать, что двадцать ракаатов являются новшеством саидуны Умара (да будет доволен им Аллах), означает сомневаться в репутации этого великого сподвижника, и вообще всех сахабов, присутствовавших на тот момент. Иными словами, это именно то, чего добиваются шииты, поскольку подрыв репутации сахабов считается у них добродетельным поступком.
Отличие таравиха от тахаджуда Заявляют, что поскольку тахаджуд состоит из восьми раккатов (что тоже неверно, поскольку есть хадисы, говорящие о большем количестве ракаатов), то и таравих тоже состоит из восьми. Между таравихом и тахаджудом существует ряд отличий, некоторые из которых перечислены ниже:
1) Таравих состоит из двадцати ракаатов, в то время как тахаджуд состоит только из восьми или же максимум из двенадцати ракаатов.
2) Таравих — сунна муаккада, а тахаджуд — мустахаб.
3) Таравих следует исполнять в джамаате, а тахаджуд совершается только в индивидуальном порядке.
4) Таравих исполняется только в месяц Рамадан, а тахаджуд — круглый год.
5) Таравих исполняется в первые часы ночи, а тахаджуд — в последние.
В дополнение к перечисленному, существуют несколько хадисов, в которых Посланник Аллаха особо поощрил кыйям (выстаивание молитв) в Рамадан:
1) Саидуна Абу Хурайра сообщал, что Посланник Аллаха сказал: «Тот, кто совершал намаз ночью в Рамадан из веры и стремления к его награде [от Аллаха], его прошлые грехи будут прощены.» (Сахих аль-Бухари, Муслим)
2) Посланник Аллаха сказал: «Аллах сделал обязательным (фардом) пост в Рамадан, а выстаивание ночных намазов (т.е. таравих) было сделано сунной для вас; поэтому кто постится и выстаивает ночные намазы из веры и стремления к его награде [от Аллаха], он будет освобожден от своих грехов как в день, когда его родила мать.» («Сунан ан-Насаи»; «Ат-Таргиб», 2:105)
3) Саидуна Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха призывал [своих сподвижников] молиться [ночью] в Рамадан, не веля им при этом делать это в качестве обязательного действия, и говорил: «Тот, кто совершает ночной намаз в Рамадан из веры и стремления к своей награде (от Аллаха), все его прошлые грехи простятся». (Сахих Муслим)
Приведенные хадисы доказывают факт наличия дополнительной молитвы, совершаемой в ночи месяца Рамадан. Кроме того, Посланник Аллаха сказал: «Намаз — благое дело, поэтому тот, кто может помногу совершать его, должен так поступить» (Ат-Табарани из хадиса от Абу Хурайры: также см. «Маджма аз-Зава'ид», 2:249). Поэтому чем больше намаза в этот месяц, тем лучше.
Заключение Следует также помнить, что Рамадан — это месяц, в котором мусульмане обычно стараются совершить обильный ибадат. Следовательно, совершение двадцати ракаатов больше соответствует этому, нежели совершение восьми ракаатов. Кроме того, тем, кто совершают только восемь ракаатов, следует заглянуть в свою душу: не должно получиться так, что лень в ибадате вела бы их к выбору меньшего количества ракаатов.
И наконец, общая рекомендация алимов: то, что человек привьет себе во время Рамадана, останется с ним весь последующий год. Рамадан — возможность подзарядить себя, если человеку не достает духовности. Рамадан также является тренировочной базой для верующего. Во время дневного поста мы воздерживаемся от дозволенного (халяль), чтобы мы могли заполучить способность отказаться и от запретного (харам) в течение последующего года.
Здесь уместно отметить, что количество ракаатов обязательных ежедневных намазов (включая витр) равно двадцати. Поэтому тот, кто в этот благословенный месяц будет совершать двадцать ракаатов добровольного намаза, будет, иншааллах, весь оставшийся год пунктуален в совершении того, что обязательно.
Следует предостеречь обычных мусульман от следования указанным нововведениям, распространяемым людьми, заявляющими, что обладают знаниями, но отказывающимися следовать пути сподвижников и уммы в целом. Вопрос таравиха — один из многих таких заблуждений этих отклонившихся лиц. Более того, мусульманам рекомендуется не вступать в споры с такими людьми. Лучше направлять их к алимам. А Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Х. Аббасумар
Перевод (с разрешения автора): AskImam.ru