Женщины и дети [17]
Бытовые вопросы [40]
Вопросы поклонения [71]

Рамадан-радио

Рамадан-цитатник
«Поистине, Мы ниспослали его в Ночь предопределения! А что даст тебе знать, что такое Ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. Нисходят ангелы и дух в ней с дозволения Господа их для всяких повелений. Она - мир до восхода зари» Сура 97, "аль-Кадр" - «Могущество», аяты: 1-5.
«Кто совершает ночную молитву в месяц Рамадан с верой и ожиданием вознаграждения от Всевышнего, тому прощаются все ранее совершенные им грехи» (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима)


А вы знаете что значит


добавить виджет на Яндекс
Читайте нас на главной странице Яндекса

Читать в Яндекс.Ленте
Add to Google

Фетвы больших ученых о Рамадане. Часть 2

Источник: whyislam.ru
О Рамадане / Фетвы и ответы о рамадане / Вопросы поклонения / Фетвы больших ученых о Рамадане. Часть 2
Фетвы больших ученых о Рамадане. Часть 2. Вопросы поклонения
Читайте также:
О следовании за астрономическими расчетами в том, что связано с вопросами поклонения?

Вопрос: Можно ли следовать за расчётами астрономов в том, что связано с поклонением, например, во время поста?

Ответ: Нет! За ними нельзя следовать в вопросах, связанных с поклонением. Необходимо опираться на зрительные наблюдения за появлением молодого полумесяца, знаменующего наступление нового лунного месяца, как об этом сообщается в достоверном хадисе: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите. Если же он будет скрыт от вас, то доводите число Ша’бана до тридцати дней»[1].Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![2]

Достаточно ли того, чтобы кто-то увидел новый месяц или каждый должен лично увидеть его?(Пятый вопрос из фетвы номер 7753)

Вопрос:

Каково религиозное суждение о том, кто не стал поститься, несмотря на то, что некоторыми людьми был увиден новый месяц, знаменующий начало Рамадана. Он оправдывается, что сам лично не видел нового месяца и ссылается на хадис: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите». В какой степени верна его ссылка на этот хадис?

Ответ:

Пост становится обязательным, если хотя бы один надёжный мусульманин увидел молодой месяц, знаменующий начало месяца Рамадан. Так, пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел всем поститься, когда один из бедуинов засвидетельствовал, что он видел молодой месяц[3].

Что касается понимания некоторыми людьми хадиса: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц)», из которого следует, что каждый должен поститься только после того, как сам лично увидит новый месяц, то это неверная трактовка, т.к. этот хадис повелевает всем поститься в том случае, когда кто-то из надёжных мусульман увидит новый месяц.Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![4](Фетва номер 10973)

Вопрос:

В нашей стране есть группа соблюдающих братьев с бородами, однако они противоречат нам в некоторых вопросах. Например, в месяц Рамадан они не постятся до тех пор, пока своими глазами не увидят новый месяц. Это приводит к тому, что иногда они начинают поститься через день-два после нас или празднуют окончание месяца Рамадан через день-два после нас, ссылаясь при этом на хадис: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите». Они говорят, что месяц необходимо увидеть своими глазами, а не с помощью приборов. Также они противоречат нам в праздниках Разговения и Жертвоприношения, противоречат по дате дня стояния на Арафате, проводя эти дни после того, как все люди отпразднуют эти праздники… Правильны ли их поступки?

Ответ:

Эти люди обязаны поститься, разговляться и совершать праздничные молитвы в своих странах вместе со всеми людьми. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите. Если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте (тридцать дней от начала месяца Ша’бан)».[5] Повеление подразумевает под собой приказ поститься и разговляться, если было видно появление нового месяца как невооружённым глазом, так и с помощью приборов, помогающих увидеть луну. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост (наступает), когда вы все поститесь, разговение (наступает), когда вы все разговляетесь, а жертвоприношение (наступает), когда вы все приносите в жертву».[6]Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![7]

Разногласие по поводу начала поста.(Первый вопрос из фетвы номер 313)

Вопрос:

Иногда можно услышать по радио о наступлении месяца Рамадан в Саудовской Аравии, однако в странах Кот-д’Ивуар, Гвинее, Мали, Сенегал, несмотря на все усилия, мы не можем увидеть в этот же день новый месяц. Из-за этого у нас возникают разногласия: некоторые постятся, основываясь на новость, услышанную по радио, другие продолжают наблюдать за появлением нового месяца у нас в стране, ссылаясь на аяты из Священного Корана: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься».[8] Также они ссылаются на слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите». А также ссылаясь на хадис: «У каждой страны – своё появление молодого месяца». Просим вас дать нам фетву, т.к. разногласие достигло своего предела.

Ответ:

Нет разногласия среди мусульман и даже немусульман в том, что молодой месяц появляется в разное время в зависимости от местности, подобное является неоспоримым фактом и подтверждается как разумом, так и чувствами восприятия. Однако среди учёных существует разногласие в том, учитывается ли разница во времени появления нового месяца, знаменующего наступление и окончание Рамадана или нет. Причина этого разногласия кроется в том, что этот вопрос несёт теоретический характер, допускающий иджтихад (вынесение самостоятельного решения) учёных. Вот поэтому мусульманские учёные как раньше, так и сегодня разошлись по данному вопросу на два мнения.

Представители первого мнения считают, что разница в появлении нового месяца учитывается в отношении как наступления, так и окончания месяца Рамадан. Другие же так не считают. Каждая из сторон привела в качестве довода аяты из Священного Корана, некоторые хадисы и кыйяс (аналогию).

Иногда представители обоих мнений ссылаются на один и тот же довод, как, например, обе стороны приводят в качестве доказательства слова Всевышнего Аллаха: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься»[9]. Или же ссылаются на аят: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа”»[10]. Также представители обоих мнений приводят в качестве довода хадис: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите».[11]

Несмотря на это, учёные разошлись на два мнения, и причиной этому является разница в понимании текстов, применение их в качестве довода. Разногласие по данному вопросу не имеет критический характер, т.к. оно основывается на иджтихаде (вынесении самостоятельного решения) учёных, имеющее обоюдное уважение друг к другу. Так же и учёные, предшествующие нам, разногласили по данному вопросу, и у каждого был свой довод.

В таких случаях, когда объявляют по радио или другим средствам связи о наступлении поста в другой стране, необходимо, чтобы вопрос наступления поста или его окончания решался руководителем мусульман той местности, в которой вы живёте. Если правитель вынесет решение о наступлении поста, вам необходимо будет подчиниться ему, т.к. его решение ставит окончательную точку в спорных вопросах. Тем самым, подчинившись решению своего правителя, вы сможете прийти к согласию и решить свою проблему относительно поста.

Что касается слов: «У каждой страны – своё появление молодого месяца», то это не хадис от пророка (мир ему и благословение Аллаха), а всего лишь слова представителей мнения, которые говорят, что разница появления нового месяца в зависимости от местности учитывается в определении наступления или окончания месяца Рамадан.Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![12]

Перевод: Вахитов М.
Каноническая редакция: Максад Каримов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам?»


[1] Привёл Ахмад, (1/226; 258; 2/415; 422, 438, 454, 456, 469; 4/321; 5/42); Аль-Бухари, (2/229), версия текста хадиса приводится у него, Муслим, (2/759, 762, номер хадиса: 1080, 1081); Ат-Тирмизи, (3/69, 72, номер хадиса: 684, 688), Ан-Насаи, (4/133, 135, 136, 154, номер хадиса: 2116-2118, 2124, 2129, 2189); Ад-Дарими, (2/2-3), Ад-Даракутни, (2/158, 160, 161, 162, 163, 168); Абдур-Раззак, (4/156, номер хадиса: 7306); Ибн Абу Шейба, (3/21); Ибн Хиббан, (8/227, 238, 239, номер хадиса: 3448, 3457, 3459).
[2] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/93. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
[3] Сообщается, что Ибн Аббас рассказывал, что один из бедуинов пришёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил, что увидел молодой месяц. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Свидетельствуешь ли ты, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха?» Бедуин ответил: «Да». Он спросил: «Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад – посланник Аллаха?» Бедуин ответил: «Да». Тогда он сказал: «О Биляль! Вели людям поститься с завтрашнего дня» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Маджа. Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали его достоверным).

[4] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/94. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
[5] Аль-Бухари (1810); Муслим (1081); Ат-Тирмизи (684); Ан-Насаи (2117); Ибн Маджа (1655); Ахмад (2/497), Ад-Дарими (1685).
[6] Абу Дауд (2/743, номер хадиса: 2324); Ат-Тирмизи (3/80, 165, номер хадиса: 697, 802); Ибн Маджа (1/531, номер хадиса: 1660); Ад-Даракутни (2/164, 224, 225); Аль-Байхакый (4/252); Аль-Багауи в книге «Шарх ас-Сунна» (6/247, 248, номер хадиса: 1725, 1726).
[7] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/94-96. Члены комитета: Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
[8] Сура «Аль-Бакара», 185.
[9] Сура «Аль-Бакара», 185.
[10] Сура «Аль-Бакара», 189.
[11] Аль-Бухари (1810); Муслим (1081); Ат-Тирмизи (684); Ан-Насаи (2117); Ибн Маджа (1655); Ахмад (2/497), Ад-Дарими (1685).
[12] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/96-98. Члены комитета: Абдулла ибн Мани’, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи.


Оценить

Вернуться в Вопросы поклонения

Узнайте подробнее о: начало поста





Читайте также:
  
Сайт создан при поддержке
Фонда развития исламского Интернета
Создание сайта — студия Ариф.Ру