04.09.2011.
В Боснии, с гордостью считающей себя центром «европейского ислама», религиозное рвение и непринужденная «легкость бытия» существуют бок о бок, даже во время священного для мусульман месяца Рамадан.
Многие жители Сараево строго соблюдают пост в Рамадан, и в то же время многочисленные кафе на мощеных булыжником улочках османского Старого города полны не только туристов, но и местных жителей.
Женщины в платках и с развевающимися по ветру волосами, пиво льется рекой – причем не только для гостей боснийской столицы.
"Боснийские мусульмане живут в европейском контексте, политически и юридически, уже полтора столетия, с тех пор как современная Босния стала частью Австро-Венгерской империи в конце 19-го века, - говорит профессор этики и философии факультета исламских исследований Сараевского университета Джевад Ходжич.
Если не считать ортодоксальной прослойки, возникшей во время Балканских войн 1990-х годов, боснийские мусульмане, как правило, считают религию делом частным, в соответствии с тем, что принято называть «европейским исламом», или «евро-исламом».
Этим термином, который появился в 1990-х и до сих пор является предметом обсуждения, как правило, обозначают такое понимание ислама, при котором религиозные обязанности считаются вполне совместимыми с так называемыми «европейскими ценностями», включая права человека в широком понимании, верховенство светского закона над божественным и уравнивание полов.
Некоторые даже называют это "сделанным в Европе" исламом, который полностью поддерживает разделение церкви и государства, в отличие от некоторых стран Северной Африки, Ближнего Востока и других, где ислам является государственной религией.
Вера боснийских мусульман сформировалась под влиянием «светского взгляда на мир, такого, который не то чтобы против религии, но делает четкое различие между религией как частью нравственной, частной, духовной и семейной сферы, и государством, которое не связано с верой человека», поясняет Ходжич.
В 1945-1990 гг. - в период социализма - ислам вместе со всеми другими религиями подвергался репрессиям. Однако, во время опустошительной межэтнической войны 1992-95гг., в которой противостояли друг другу боснийские мусульмане, православное сербское большинство и традиционно исповедующие католичество хорваты, он получил новый импульс.
Но даже в те дни, когда лилась кровь, бытовала в народе несколько циничная шутка, наглядно демонстрирующая весьма неревностное отношение боснийцев к религии:
«Как отличить мусульманина? – Мусульманин это тот, кто не ходит в мечеть. – А как узнать серба? – А серб это тот, кто не ходит в церковь».
Закат социализма и ужасы войны были свидетелями "явной реисламизации" в Боснии, отмечал французский эксперт по Балканам Ксавье Бугарель.
Сегодня мусульмане - подавляющее большинство жителей Сараево, по разным оценкам, около 80 процентов. Это гораздо больше, чем до войны 1992-95 гг. с ее демографическими последствиями, когда население города было гораздо более смешанным.
В целом, мусульмане составляют около 40 процентов от 3,8 миллиона жителей Боснии. Это в основном сунниты, придерживающиеся того умеренного ислама, который был введен османами.
"Ислам в Боснии также испытывает сильное влияние суфийских братств - приверженцев мистического понимания религии, известных своей терпимостью. Суфии считают, что религия это глубоко личное переживание для каждого», - говорит Ходжич.
В то время как многие боснийские мусульмане в течение Рамадана отправляются на раннюю утреннюю молитву в ближайшую мечеть, не меньше и тех, кто остается дома и молится со своей семьей.
«Это особенный месяц, который пробуждает в верующих совершенно необычные чувства, - говорит молодой имам старинной, стоящей на высоком холме сараевской мечети «Самбулуза» Эдин Шадич. – Нужно наслаждаться каждым днем так, как будто это последний Рамадан в твоей жизни».
А внизу, в центре боснийской столицы, совсем другая картина. Люди заняты обычными делами, в ресторанчиках и уличных кафе кипит жизнь.
Многие не особенно верующие боснийцы стараются хотя бы во время Рамадана воздерживаться от категорически запрещенного в исламе алкоголя. Но они с лихвой восполняют это своим любимым пивом во время праздника Ид аль-Фитр… да и во все остальное время года, пишет «France24».