Передаётся от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала:
“Иногда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просыпался утром, в состоянии осквернения (джунуб1) . После чего совершал полное омовение и направлялся в мечеть, при этом вода ещё капала с его головы, и в этот день он держал пост”2.
عن عائشة-رضي الله عنها- فقالت: كان رسول الله- صلى الله عليه وسلم- يصبح جنبا, ثم يغتسل ,ثم يغدو إلى المسجد, ورأسه يقطر, ثم يصوم ذلك اليوم”.
В этом хадисе говорится, что пророк просыпался, когда только начинало светать, и уже нельзя было принимать пищу. При этом он находился в осквернённом состоянии, и для совершения утренней молитвы ему было необходимо совершить полное омовение.
قال أبو بكر: قال الذي حدثني:” لقد رأيت رسول الله- صلى الله عليه وسلم- بالعرج يصب على رأسه الماء, وهو صائم من العطش أو من الحر”.
Абу Бакр ибн Абдуррахман предавал от одного из сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал:
” Я видел посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Аль-Арадже3. Он лил себе на голову воду из-за жажды или жары, будучи постящимся”4.
Аль-Бухари, да окажет ему Аллах свою милость, сказал:
“Когда ибн Умар постился он мочил свою рубашку и набрасывал на себя. Аш-Шааби заходил в парную баню во время поста, а ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил, что нет ни чего страшного в том, чтобы пробовать еду на вкус из котелка или пробовать, что-то другое. Аль-Хасан, да окажет ему Аллах свою милость, говорил: “Нет ни чего страшного в полоскании рта и купании с целью охлаждения”. Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, говорил: ” Если кто-то из вас будет поститься, то пусть встретит свой пост умащённым и причесанным”. Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “У меня есть абзан, в который я ныряю, во время поста”5. Абзан это персидское слово, обозначает маленький бассейн6.
Польза и законы, извлекаемые из данных хадисов:
1) Из этого хадиса мы видим, что постящемуся не запрещается сбивать жар и жажду, путём поливания водой некоторых частей тела или всего тела полностью. Во время поста позволяется совершать любой вид омовения; как желательное, так и обязательное, также разрешено купаться без какой либо причины7.
2) Постящемуся человеку разрешается нырять в воду, однако необходимо следить, чтобы вода не проникла вовнутрь, это нарушает пост8.
3) Этот хадис показывает нам, что облегчение трудностей поста, не является слабостью и проявлением нетерпения. Нет никакой необходимости, отстранятся от вещей, которые могут облегчить пост.
4) Этот хадис указывает на то, что человек слабое создание. Он постоянно нуждается в милостях Аллаха, которые Всевышний даровал людям и посредством которых рабы Аллаха могут облегчить себе жизнь и перенести многие трудности.
5) Из слов сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, становится ясно, что постящемуся разрешается заходить в паровые бани, использовать духи, умащать волосы маслами и украшать себя надлежащим способом. Использование духов не портит пост, и ни в коей мере не возбраняется.
6) Постящемуся не запрещается купаться в прудах или бассейнах, с целью охлаждения нагретого постом тела, а также для чистоты или просто для занятия спортом. Всё это не нарушает пост мусульманина.
7) Тому, кто готовит пищу, разрешается пробовать её на вкус языком, если в этом есть необходимость. При этом нельзя глотать пищу. Имам Ахмад, да окажет ему Аллах свою милость, говорил: “Я предпочитаю, чтобы постящийся не пробовал пищу на вкус, однако если он сделает это, то ни чего страшного”9. Также постоянный комитет ученных издал фетву о допустимости этого10.
1. Джунуб – это такой вид осквернения, который требует полного омовения тела, с головы до ног, такой вид осквернения происходит при половой близости, поллюции, а также после менструации у женщин и по окончании послеродовых кровотечений. Без совершения полного омовения не разрешается приступать к молитве, однако на пост это ограничение не распространяется, как видно из этого хадиса.
2. Хадис привёл Ахмад (6\99), Ан-Насаи в книге “Аль-Кубра” (2986-2987), Абу Яаля (4708),
Аль-Баззар (1552), Ат-Таялиси (1503), иснад этого хадиса достоверный, он приводится у
Аль-Бухари и Муслима, но в другой форме.
3. Поселение в нескольких днях пути от Медины.
4. Хадис передал Абу Дауд (2365), Малик в книге ” Муватта” (1\294), от него передаёт Аш-Шафии в книге “Муснад” (1\157), также этот хадис передаёт Ахмад (3\475), Аль-Хаким (1\598), этот хадис назвали достоверным ибн Абдульбарр в книге ” Ат-Тамхид” (22\47), Аль -Хафиз в книге “Таглик-ут-таглик” (3\153), Аль-Айни в книге”Умдат-уль-кари” (11\11) и Аль-Альбани в книге “Сахыху Аби Дауд” .
5. “Сахых-уль-Бухари” (2\681). Смотри “Таглик-ут-туглик” (3\151).
6. Смотри предисловие к “Фатх-уль-Бари” (1\74) и “Машарик-уль-анвар” Кады Ийяда (1\12).
7. “Аун-уль-Маабуд” (6\352).
8. “Миркот-уль-мафатих” (4\441).
9. “Аль-Мугни” (3\19)
10. “Фатава-лляджнат-ид-даима” номер: 9845, такую же фатву издал шейх Аль-Усаймин, смотри “Аркан-уль-ислям” (484).
“Избранные хадисы о Рамадане”
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль.
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов